ПРАЗДНИК Военно-Морского Флота СССР установлен в 1939 году и является своеобразным смотром-отчетом военных моряков, судостроителей о выполнении своего долга перед Отечеством.
По традиции в последнее воскресенье июля на корабли, береговые морские части будут приглашены флотские ветераны и нынешние командиры, воспитатели личного состава расскажут о сегодняшних делах экипажей. Многим, конечно, ветераны останутся довольны. Прежде всего профессиональной выучкой моряков. Но кое-чему наверняка, как и в предыдущие годы, гости огорчатся. В последние годы на всех флотах без исключения заметно меньше становится кораблей. Нет, кроме одного, авианесущих крейсеров, некогда являющихся истинной гордостью не только военных моряков, но и всего советского народа. Крейсер "Киев" водоизмещением в 40500 тонн построен в 1975 году, списан с военной службы в 1995 году. Два следующих тяжелых авиакрейсера "Минск" и "Новороссийск", срок эксплуатации которых был рассчитан как минимум на четверть века, прожили половину отпущенного им срока. Они проданы за рубеж по цене металлического лома вместе с исправной электронной начинкой, которая оценивалась на каждом корабле в миллиарды долларов. 20 декабря 1998 года личный состав построенного в Советском Союзе тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" отметил 11-ю годовщину со дня рождения своего корабля. Отметил, что называется, со слезами на глазах, поскольку к тому времени уже более двух лет жил в неведении о дальнейшей судьбе крейсера. Затем экипажу сообщили о том, что принято решение о продаже неисправного корабля Индии по цене металлического лома. Но Индия не спешила выкладывать наличные. Переговоры о продаже по существу нового, но неисправного современного авиакрейсера затягивались на годы. К сделке подключился лично министр обороны, нанес визит в Индию, пообещал всевозможные уступки... Пока на несколько лет крейсер находится в ремонте на одном из российских заводов. Не позавидуешь судьбе и последнего у России авианосца "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Он так же, как и его предшественники, выполнил только одну боевую службу и после нее на несколько лет застыл у заводского причала в ремонте. Печальная история строительства и эксплуатации пяти крупнейших отечественных кораблей свидетельствует о том, что пока такая задача России не по плечу.
И еще один факт. За послевоенные годы в СССР и России было построено и передано в состав ВМФ 429 дизельных и 245 атомных подводных лодок различных проектов. За последние 10 лет флот резко сократился. Но флотские люди живут надеждой. За последние год-полтора введены в боевой состав новая атомная подлодка "Гепард", сторожевой корабль "Татарстан", тральщик "Валентин Пикуль" и другие корабли.
Этой осенью большая группа кораблей, в том числе и авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", возьмет курс в Средиземное море. Конечно, такая предполагаемая мощная группировка современных кораблей в районе боевой службы уже сегодня вызывает остервенелую критику со стороны НАТО. Но у российских моряков, ветеранов отечественного флота предстоящий большой поход вызывает чувство законной гордости за Отечество, за профессиональный праздник всех флотских -День ВМФ.