В ТАМАНСКОЙ ДИВИЗИИ МНОГИЕ СРОЧНИКИ ХОТЯТ СТАТЬ КОНТРАКТНИКАМИ
Таманская дивизия отпраздновала свой 64-й день рождения показательным боем и концертом. Но даже в праздник военные говорили о самой актуальной для них проблеме - чем привлечь на службу солдат-контрактников, которые должны заменить призывников в подразделениях постоянной готовности.
Немцы сопротивлялись ожесточенно, но перелом сражения был очевиден. "Как мы тогда, под Ельней", - волновался пожилой ветеран с колодкой наград на груди. Московский военно-исторический клуб представлял реконструкцию одного из сражений Второй мировой на строгом суде: его зрителями были не только бойцы, но и ветераны Таманской дивизии.
...Победивших советских воинов сменили современные бойцы. Разведчики бились врукопашную и ломали доски с кирпичами. В дыму взрывпакетов БТР лихо форсировал озеро и с ходу бросился в бой. "Как пошли-то, как пошли!" - сидевший рядом с корреспондентом "Известий" подполковник хлопал себя по коленям от избытка чувств.
"ТЯЖЕЛО, НО БЕЗ ДУРИ"
Таманская дивизия считается в Российской армии элитой. "Нам повезло", - в один голос говорят служащие здесь ребята. Хотя служба в пехоте, костяке дивизии, никогда не была легкой. "Тяжело, но без дури", - резюмировал один из недавних призывников. Хвалят командиров и кормежку фактор, для солдата немаловажный.
Солдатскую кухню сумел оценить и корреспондент "Известий": рядом с полем, на котором проходил праздник, развернули полевую кухню. "А нам еще фрукты дают, - открыл "военную тайну" солдат-танкист. - Сегодня апельсины были".
Довольны условиями службы детей-срочников и приехавшие на праздник родители. "Я уже в шестой раз приехала и вижу, что сын меняется к лучшему: серьезнее стал, взрослее, - говорит Анна Леопольдовна из Москвы. - В такой-то армии - что же не служить".
В дивизии "родительские дни" бывают не только по праздникам, но и каждые выходные. "Мы сами предлагаем родителям и друзьям приезжать почаще, - говорит старший офицер отделения воспитательной работы дивизии подполковник Юрий Колодяжный. - И солдату лучше, когда есть связь с домом, и нам важно иметь контакт с родными". Многие солдаты в дивизии из Москвы и Подмосковья, из районов, шефствующих над дивизией. Но и тем, кто призван издалека, скучать не дают: вывозят в Москву на экскурсии.
"У НАС ПОЯВИТСЯ ВЫБОР"
И все же сами офицеры дивизии уверены, что армия должна переходить на контрактную службу. "При контрактной системе у нас появится больше возможностей для отбора солдат, - считает замкомдива дивизии по воспитательной работе полковник Сергей Долотин. - И требования мы можем к ним предъявлять более высокие".
В дивизии контрактниками будут укомплектовываться два мотострелковых полка постоянной готовности - 1-й и 15-й. Солдаты 1-го полка уже могут оценить условия, в которых будут жить холостые солдаты-контрактники: их разместили в модернизированных казармах, где вместо привычных рядов двухъярусных коек-уютные кубрики со шкафами и тумбочками. Командиры признаются, что в этом есть маленькая "военная хитрость": поживет солдат-срочник в таких условиях, да и сам захочет заключить контракт (это можно сделать уже после года службы по призыву).
Для семейных контрактников строят общежитие и три многоквартирных дома. "Мы рассчитываем на то, что служить по контракту к нам придут не на один срок, - говорит Долотин. - Значит, надо создать условия, чтобы человек мог привезти сюда свою семью, детей".
Правда, не все здесь зависит от самих военных. В военном городке, прилегающем к расположению дивизии, около 20 тысяч жителей. Работы на всех не хватает, а ездить в Москву - это вставать в 5 утра. Где будут работать жены? Куда девать детей?
Сейчас в городке два переполненных детсада и школа, работающая в полторы смены, строительство новых не предвидится. Хотя с кадрами вряд ли будет проблема: почему-то жены военных чаще всего либо педагоги, либо медики.
"А У НАС РЯДОМ МОСКВА С ЦЕНАМИ И ЗАРПЛАТАМИ"
Но главной проблемой офицеры считают зарплату контрактников. Предположительно солдат-контрактник будет получать 5-7 тысяч рублей в месяц. "Я был в Ивановской области-там проблем с набором контрактников нет: на "гражданке" по 2 тысячи получают, - говорит Долотин. - А у нас Москва в 40 километрах с соответствующими зарплатами и ценами". Долотин считает, что зарплаты контрактников должны быть дифференцированы в зависимости от условий службы. "Если бы платили тысяч по двадцать, от желающих служить отбою бы не было", -уверен Колодяжный. Правда, и здесь возникает коллизия: сейчас выпускник военного вуза-старший лейтенант получает 4 тысячи рублей. "Получается, моя работа менее ценна?" - возмущается один из младших командиров.
Тем не менее среди солдат-призывников есть такие, кто уже сейчас готов перейти на контракт. "У нас уже есть два водителя-контрактника, - говорит капитан Арсен Судоплатов. - Конечно, они и не скрывают, что привлекла возможность остаться рядом с Москвой: один парень из Кировской области, второй - с Дальнего Востока". Некоторые солдаты-первогодки признавались корреспонденту "Известий", что тоже подумывают о контракте. Но офицеры пока относятся к таким желаниям скептически: в основном ребята хотят пойти в разведроту - это кажется им романтичным. Впрочем, романтика тоже может оказаться "нематериальным активом" для привлечения контрактников.
И все же Долотин считает, что ставку надо будет делать на более практичные соображения: возможность получить жилье (с 2005 года начинает работать военная ипотека) и стабильный хороший заработок. "Военная служба - работа тяжелая, - говорит он. - Значит, вознаграждаться должна соответственно".