Этот монумент Известен во всем мире. Его выразительные очертания хорошо узнаваемы. Увидев их, безошибочно определяют: эмблема Новочеркасска. И действительно, изображение новочеркасского памятника Ермаку давно прижилось в пестром языке символов и эмблем. Оно напоминает о Новочеркасске точно так же, как и Медный всадник о Петербурге или конная статуя Богдана Хмельницкого о Киеве.
Мысль об увековечении в Новочеркасске подвига Ермака обрела официальное звучание весной 1870 года, во время пышных празднеств в честь 300-летия службы донских казаков русскому царю. Двадцать первого мая после Войскового Круга был устроен торжественный прием (предложены «хлеб-соль»), на который пригласили престолонаследника цесаревича Александра Александровича. В его присутствии начальник штаба Войска Донского генерал-майор Г. А. Леонов огласил записку «об увековечении отмечавшегося события сооружением памятника Ермаку Тимофеевичу». Она содержала «просьбу о ходатайстве престолонаследника перед государем императором на разрешение воздвигнуть этот памятник и открыть подписку для сбора необходимых средств». Сообщалось, что Александр Александрович «милостиво выразил свое согласие на такое ходатайство».
После длительных поисков и переговоров статую Ермака заказали известному скульптору М. М. Антокольскому, который энергично взялся за дело весной 1886 года. Однако сложные творческие искания Антокольского привели, увы, не к эпической, а к весьма бытовой, несколько упрощенной трактовке образа Ермака: статуе героя, завершенной в 1888 году, так и не суждено было стать памятником (она хранится в Государственном Русском музее в Петербурге).
В том же году к работе над проектом монумента приступил академик М. О. Микешин. Для его работы руководящим стал замысел показать триумф воина-победителя. Созданная им модель памятника Ермаку представила казачьего атамана в полном боевом снаряжении со знаменем в руке в момент народного ликования. Однако модель отвергли в высших государственных сферах на том основании, что державный символ России - двуглавый орел - был помещен скульптором у ног Ермака. Только после исправления этой погрешности (орел вообще исчез из проекта) работа получила высочайшее утверждение.
Примечательно, что к моменту поступления заявления Микешина о предоставлении ему права на проектирование и сооружение памятника Ермаку было собрано по подписке более 55 тыс. рублей. Необходимая финансовая база не позволила, однако, быстро реализовать задуманное. Возникло новое осложнение: в январе 1896 года скончался академик Микешин. Продолжить работу над памятником взялся профессор Петербургской академии художеств Владимир Александрович Беклемишев. Он и завершил творческий марафон по созданию монумента.
Закладка памятника Ермаку состоялась в Новочеркасске 6 мая 1903 года, в день рождения Николая II, которому исполнилось тогда 35 лет. Ее церемония прошла торжественно.
К празднику открытия памятника в столице Дона готовились основательно. Был разработан опубликованный в газетах документ, который включал 17 параграфов и описывал предстоящую церемонию в мельчайших подробностях.
Бронзовая фигура Ермака весом 350 пудов была отлита на художественной литейной фабрике М. Марана в Петербурге. Установка статуи на пьедестал доставила городским властям немало хлопот, прежде чем весной 1904 года появилось такое газетное сообщение: «В минувшем апреле месяце фигура покорителя Сибири Ермака Тимофеевича была поставлена на сооруженную скалу».
Церемония открытия монумента состоялись ровно (день в день) через год после его закладки. Утром шестого мая (по старому стилю) 1904 года пять орудийных выстрелов оповестили новочеркасцев о начале празднеств. К 12 часам Соборная площадь была заполнена колоннами войск, воспитанников учебных заведений, многочисленной публикой. Под колокольный звон к площади двинулась от здания Донского музея процессия Войскового Круга: впереди несли боевые знамена, исторические регалии, покрытую драгоценными камнями знаменитую насеку, жалованную казакам Екатериной II.
Процессия остановилась на площади. Была провозглашена вечная память Ермаку Тимофеевичу. Затем после команды «на караул» специально выделенный представитель комиссии по сооружению памятника подал на особом блюде атаману К. К. Максимовичу кисть от шнура завесы, покрывавшей монумент. Наступила кульминация торжеств: завеса медленно сползла с возвышения, подобно обмякшему парусу, и освобожденный из ее белого плена памятник предстал перед взорами присутствовавших.
Скульптор запечатлел Ермака сжимающим в левой руке ратное знамя, а правой - протягивающим Москве корону покоренной им Сибири. Атаман облачен в походную одежду, поверх которой кольчуга, подаренная, по преданию, Иваном Грозным («И на груди богатыря гремит кольчуга - дар царя»). Ермак был увиден ваятелем как герой, принесший богатства стране, а себе - бессмертную славу.
Оригинален постамент в виде скалы с уступами. В окончательном варианте он выполнен из гранита, а не из бронзы или чугуна, как предполагалось ранее. На его лицевой стороне славянская вязь: «Ермаку - донцы. 1904». На тыльной стороне пьедестала еще одна надпись: «Донскому атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири, от благодарного потомства. В честь трехсотлетия Войска Донского. Окончил жизнь в волнах Иртыша 5 августа 1584 года». И далее слова Н. М. Карамзина: «Россия, история и церковь гласят Ермаку вечную память».
Бронзовому Ермаку пришлось стать немым свидетелем многих грядущих социальных потрясений, кровопролитных столкновений, проходивших в городе. Вспоминают, что в водовороте послереволюционных событий знаменитое изваяние едва не было уничтожено: нашлись горячие головы, которые пытались стащить статую с пьедестала, но бронзовый Ермак, как и подобает чудо-богатырю, устоял (полагают, что не без помощи особых штырей, обеспечивающих устойчивость фигуры на постаменте).
Полномасштабную реставрацию монумента произвели в 1954 году. В ходе ее восстановили древко знамени, которое держит атаман, а также надписи на южной и северной сторонах пьедестала.
Несет на высокой скале свою бессменную вахту бронзовый Ермак, подставив богатырскую грудь степным ветрам. Его былинное имя отдается звонким эхом в названиях улиц, селений, горных вершин. Он - наша нетленная слава, он - наш современник.
А.Данцев. Профессор.
***
фото: