РЕГАЛИЙ У ТАТЬЯНЫ НАЗАРЕНКО БОЛЕЕ ЧЕМ ДОСТАТОЧНО: ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА ЭТОЙ АКАДЕМИИ. К ТОМУ ЖЕ ЭТА СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА ЗАЩИТИЛА ДИССЕРТАЦИЮ, А ЕЕ КАРТИНЫ НАХОДЯТСЯ В САМЫХ ПРЕСТИЖНЫХ МУЗЕЯХ НЬЮ-ЙОРКА, ЛОНДОНА, ПАРИЖА, БЕРЛИНА, в НАШЕЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ, В РУССКОМ МУЗЕЕ В ПИТЕРЕ...
Ее искусство стало классикой. Работы Татьяны Назаренко заслуженно дорого стоят. Но в канун недавнего юбилея Татьяна... решилась на разговор не об искусстве, а о своей судьбе, событиях и ощущениях очень личных.
- В детстве я была угловатой, застенчивой, нескладной девочкой, - вспоминает художница. - Мама всегда боялась, что я никогда не выйду замуж. Поэтому мне давали такое воспитание: танцы, музыка, рисование...
- Как ты стала художником?
- Сначала была музыкальная школа. И уже потом я поступила в художественную школу при Суриковском институте. Дети, поступая туда, имели специальную подготовку, занимались с преподавателями по нескольку лет. Я даже не знала значения слов "натюрморт", "пейзаж", "акварель", "масляные краски". Перед экзаменом по живописи преподаватель мне все популярно объяснил. Потом я поступила в институт. Окончив его в 1969 году на "отлично", попала в мастерскую Академии художеств. Через некоторое время среди очень немногих старших коллег была премирована месячной поездкой в Италию.
- Сравни себя сейчас и ту в 70-х годах. Что бы ты хотела вернуть из прошлого? Может, жажду жизни?
- Ничего! Я и так полна жажды жизни.Ощущаю себя лет на 30, даже на 25! Хотя молодыми мы много открывали для себя. Мотались, как живчики, по всем музеям и выставкам. Усталыми шли к автомату, выпивали пару доз портвешку по 40 копеек, хохотали, возвращались в суриковские мастерские и писали, как звери. Мысли после "красненького" смелели и оттачивались.
Позже меня стало многое волновать, например, противоречие человека и власти. Среди приговоренных к повешению была Софья Перовская, которую я написала с фотографии Натальи Горбаневской, а мудрый и бородатый человек рядом с ней на эшафоте - Андрей Синявский, писатель и философ, изгнанный из СССР. Тогда об этом никто не знал. Открыто выступать против строя я не могла, не хотела внести в дом еще одно горе. Бабушкин муж, мой дед, был расстрелян в 1937-м... "Народовольцы" долго ходили по разным выставкам: от московской городской до всесоюзной. Я получила за нее комсомольскую премию. Еще не взяв деньги в руки, решила их пропить. Пригласила друзей помочь это сделать. "Комсомольские - - никогда!" И все друзья вместе с преподавателем Дмитрием Жилинским дружно отказались пить на эти деньги. "Ну тогда приходите ко мне на день рождения, 24 июня", - не растерялась я. Мы объедались бабушкиными пирожками. Я вспоминаю эту комсомольскую премию, как пощечину от друзей.
- Что за казус произошел с картиной "Партизаны пришли", которую сняли с выставки, поскольку рядом с виселицей углядели лежащего мертвого Ленина?
- На самом деле лежал художник Виктор Попков, который мне позировал. Так что претензии комиссии были абсурдны, хотя усы и бороду Виктор носил под вождя революции. Мне пришлось на картине лицо закрыть платком. Сделала и жалею. После этого случая почти сразу же Попков был случайно убит на улице при нападении бандитов на инкассаторов. Прямо мистика какая-то. Мои "Партизаны" находятся сейчас в Третьяковке. Думаю, не вернуть ли мне лик художника на место, коль так вышло?!
- А у тебя было много советчиков в жизни?
- У меня была очень мудрая бабушка. Она мне многое советовала, но замуж я вышла вопреки ее совету, хотя обожала ее. "Если ты выйдешь замуж за него, я умру" - так отреагировала бабушка, узнав моего первого жениха. "Хорошо, бабушка, я не выйду, только не умирай". И тогда на ночь глядя бабушка сказала: "Я не умру, делай что хочешь".
- Второй муж ей, кажется, понравился?
- Да, бабушка любила красивых и деловых мужчин. Александр имел свой бизнес и, кроме того, очень мне помогал в работе. Оформлял, продавал картины. Саша выпилил толстые фанерные контуры 130 картин. Это были силуэты, подсмотренные мною в переходах, это люди разных характеров, прямо социальный срез общества. Люди 90-х в переходах - это интеллигенты, служащие, пенсионеры, которые враз стали нищими. Их объединяли озабоченность, неустроенность, они оказались за бортом. Это был переходный период нашего общества.
"В жизни я боюсь только одного - больших автомобильных пробой"
- Эта тема исчерпала себя?
- Частично, конечно, да, хотя люди стали другими, менее ершистыми. Поколение за 10 - 12 лет изменилось. Мы с Сашей расстались, и я научилась выпиливать сама, хотя "обманки" - уже пройденный этап.
- А что, по-твоему, любовь? Привычка, внутреннее движение, болезнь?
- Нет-нет. Что такое любовь, я не знаю. Пожалуй, это пристрастие к одному мужчине. Я любила и первого, и второго мужа и не понимаю, как можно жить с мужчиной без любви. Хотя любви я жду всегда, жду с нетерпением. Для меня понятие "выйти замуж по расчету" невозможно. По расчету я ничего не делаю.
- Ты совсем не пишешь картины о плотской любви, хотя романтические отношения с мужчинами, подозреваю, - часть твоей жизни.
- Истинной правды о любви и сексе я не знаю. Все просто идет само собой. Но чем дольше я живу, тем меньше знаю, как начинать романы, как безвредно для обоих заканчивать. Вопреки советам глянцевых женских журналов, я люблю звонить мужчинам первой, особенно красивым. Часто корю себя за это. Сказывается нехватка романтики в молодости. Был у меня роман с человеком, который младше меня на много лет. Я только что вернулась из Германии, накупила много одежды -модной и разной и, не распаковывая чемоданов, рванула в Пицунду. В поезде познакомилась с молодым парнем. Так вот этот чемодан за все время отдыха я так и не распаковала. Не до модной одежды было.
- Ну а если произойдет опять любовь, ты готова к этому? Вдруг мужчина захочет иметь общего ребенка?
- Я и сама мечтаю о девочке. Сейчас со мной может быть все что угодно. Я - здоровая сильная женщина. В мире немало дам, которые легко рожают в моем возрасте. Я только что недавно проверялась, и организм у меня, как у 30-летней женщины. А ты знаешь, сколько мне сейчас лет? Мне много лет...
- Чтобы вырастить ребенка, нужны здоровье и деньги. Представь себе, что живопись невостребована. Как бы ты зарабатывала деньги?
- Мало ли как. Я не боюсь ничего и нормально отношусь к физической работе. Я могу делать что угодно: выращивать в теплице овощи и продавать соседям. Могу петь, в конце концов, в ночных клубах, принадлежащих друзьям.
- Ты хорошая хозяйка? Любишь свой дом?
- Я очень привязчива к каким-то вещам, обожаю старую мебель. Люблю посуду бело-синюю. Привожу сервизы из Германии, Италии и Чехии. Покупаю только антиквариат. Люблю потчевать гостей из хороших тарелок. После ухода понимаю бессмысленность затеи - посуду бьют. Я не приучена к приходящим кухаркам, поэтому могу быстро приготовить обед, люблю печь пирожки. Это делается быстро, поскольку я и моя семья равнодушны к еде, хотя кулинарию как вид искусства я признаю, но дальше отбивной с луком и картошкой я не иду. Люблю засаливать сама норвежскую семгу, опускаю просто кусок рыбы в рассол (соль и сахар) ровно на три часа - и к столу. Консервирую огурцы с чесноком, помидоры и кабачки. Радуюсь, когда мое производство оценивают гости. А по большим праздникам могу испечь торт "Наполеон" по бабушкиному рецепту. Семь коржей прокладываются заварным кремом - и под груз на полтора-два дня.
- По воскресеньям у тебя вся семья садится за стол, пропускаете рюмочку?
- Нет, ни первый муж, ни второй, ни дети у меня совершенно непьющие. А сама я люблю! Но одна же не будешь пить.
- О тебе говорят, что ты сделана из крепкой стали - пробьешь все, что захочешь.
- Это только видимость!