Вот и наступил радостный день в Верхне-Жиримском доме-интернате для престарелых и инвалидов, что в Тарбагатайском районе. Наконец-то переехали они в новое просторное здание. Директор дома-интерната Людмила Ивановна РУСИНА вся светится от радости, хотя проблем еще предостаточно.
- НАШИХ бабушек и дедушек мы перевезли перед 9 мая, а остатки имущества перенесли недавно. Хорошо, что здесь недалеко, теперь вот обустраиваемся. У наших старичков места сейчас много, некоторые с непривычки даже теряются в коридорах. А старое здание мы оставим за собой, там первое время будут жить вновь прибывшие. Да пойдемте, глянем, как наши бабули и дедули расположились, - оживленно говорит она и ведет по зданию.
В первой комнате, куда мы зашли, отдыхали две пожилые женщины. Семидесятилетняя Вера Трефиловна Емельянова живет в доме-интернате три года.
- Ноги у меня не ходят, - показывает она на ступни. - Совсем не слушаются. Здесь неплохо, только в старом здании удобнее было, там полы деревянные, а в новом - линолеум. На костылях мне тяжело передвигаться, боюсь упасть.
Несколько лет назад случилось несчастье с этой мужественной женщиной. Проснулась она утром, а ноги хозяйку не слушаются. Вскоре в онкологии поставили ей неутешительный диагноз. Началось лечение - химиотерапия, облучение. Я восхищаюсь ее характером. Она не сдалась и хотя долгое время от болей ее спасали сильнейшие лекарства, теперь диагноз снят, правда, ноги по-прежнему не двигаются. И несмотря ни на что, Вера Трефиловна не лежит, старается двигаться с помощью стула. Да и интересов у нее много, в комнате на окне стоит уже подросшая рассада томатов. На столе в трехлитровой банке плавают рыбки - гуппи.
Еще у Веры Трефиловны есть кот Кузя, но только он куда-то ушел по своим кошачьим делам. Также любит она книги читать, да и вообще здесь много книголюбов, куда ни зайдешь, у всех художественная литература. А библиотека не очень богатая. Рассказала Вера Трефиловна о себе, а когда захотели мы ее сфотографировать, бабушка неожиданно заплакала. Директор интерната стала успокаивать ее, а потом сказала: "От радости она плачет, что диагноз онкологический снят".
А Вера Трефиловна успокоилась и добавила:
- Отправляют меня на обследование и рентген - позвоночник проверить. Но надо где-то три тысячи рублей достать.
Соседка Емельяновой Агафья Зиновеевна Степанова здесь два года. На вопрос, как живется, у нее появились слезы.
- Дома лучше. У нас семья большая была - 11 человек. Деда нашего за веру арестовали и расстреляли. Из сестер и братьев почти никого и нет, а у меня здоровье совсем плохое, рука не работает, недавно упала на другую руку и сломала ее.
Людмила Ивановна стала ее успокаивать.
- Ничего, срастется рука, не переживайте, Агафья Зиновеевна.
А потом, пока мы переходили в другую комнату, директор рассказывала про новую скважину, снабжающую чистой водой дом-интернат.
- Большое спасибо за это главе райадминистрации Михалеву. Теперь воды много, будет чем поливать капусту, помидоры и морковь. Настроение у нас хорошее. Там, перед входом, скоро начнем огород садить, старички кто как может, так и помогает.
В это время в коридоре появилась маленькая бабуля.
Бабе Зое недавно исполнилось 90 лет, и я, видевшая ее в прошлом году, заметила, что она немного похудела.
А бабуля ткнулась Людмиле Ивановне в плечо.
- Болеет наша баба Зоя, - с участием сказала директор и обняла старушку. - Ничего, крепись. Жить надо, кто без тебя собак наших кормить будет?
Пока мы общались с постояльцами дома-интерната, к Людмиле Ивановне несколько раз подходил Василий Ионович Жаркой и просил его побрить. Оказывается, Людмила Ивановна умеет хорошо брить, и он доверяет эту деликатную процедуру только ей.
Василий Ионович - ветеран Великой Отечественной войны, долгое время работал журналистом. Также он написал интересные рассказы. Когда он переезжал из дома, то попросил, чтобы сюда привезли его библиотеку.
По коридору тем временем к нам подошел довольно молодой мужчина.
- Меня Анатолием Васильевичем зовут, - представился он. - Год я уж здесь нахожусь, - и добавил: - Так уж получилось, что мне руки ампутировали. Раньше в Посольске я жил в доме для престарелых и инвалидов, но здесь намного лучше. Да и в Шарихе у меня родители.
Не поверите, а я без рук книги умею читать, и есть приучился, - показывает на рукава пиджака Анатолий. - Но ночью тяжело спать - тогда я сильно чувствую их нехватку, - и он тяжело вздохнул. - Очень бы мне хотелось иметь протезы, хотя бы на правую руку.
Недалеко в коляске сидел Виктор Дмитриевич. Он жил в селе Сибирь. Но судьба подбросила ему испытание: в один из холодных дней мужчина отморозил ноги. После ампутации ему предложили переехать в социальное учреждение, так как Виктор Дмитриевич жил один.
- Трудно мне без ног, - показывает он на пустые брючины. - Хотелось бы, чтобы были хоть какие-то протезы, так хочется по земле пройтись, но где их возьмешь. Хорошо, что коляску, дали. Я теперь более свободно передвигаюсь.
А Людмила Ивановна, уже успев побрить Василия Ионовича, подошла и сказала, что этой весной прибыло четверо новичков.
- Сейчас у нас живут двадцать четыре жильца. Им помогают две санитарочки, а обстирывает прачка. Тяжело, конечно, нашему персоналу. У прачки зарплата маленькая, да и платят ей полставки. Но мы справляемся. В скором будущем, когда обустроимся полностью, будут здесь жить 50 человек.
И мы зашли в комнату, где сидел интеллигентный пожилой человек.
- Николай Савельевич у нас недавно: как жена его умерла, так к нам и приехал. Дом у него к тому же сгорел. Но он у нас молодец, спортом занимается. Сейчас мы хлопочем, чтобы отправить нашего дедушку в Геронтологический центр, пусть там немного отдохнет и сил наберется, - рассказала о новом жильце директор.
А Николай Савельевич скромно улыбнулся и добавил:
- Каждое утро я рано встаю и иду до реки, немного разомнусь, все легче становится. Жить как-то надо...
В другом крыле здания - тоже комнаты. Когда я заглянула в одну из них, на переднем месте заметила маленький иконостас с цветами.
- Здесь живут наша веселая Солманида и Валентина Михалева. Они очень подружились и песни прекрасно поют. На 9 Мая, когда из Тарбагатая приезжал хор ветеранов "Вдохновение", подруги пели не хуже приезжих певцов.
- А Валентина, несмотря на свой недуг, еще и помогает нашим жильцам справляться с головной болью, и радикулит лечит. Есть у нее такой дар, - рассказывает о своих подопечных Людмила Ивановна.
Вот так и живут постояльцы Верхне-Жиримского дома-интерната престарелых и инвалидов. Вечерами смотрят телевизор, обсуждают новости. В праздники собираются в новой столовой на чаепитие, справляют дни рождения. А по субботам обязательно идут в недавно отстроенную баню.