Главная >> 5 >> 33

Туристы-активисты

ЭТОТ год, говорят, на интуристов будет особенно урожайным. Чудаки чуть ли не со всего мира уже наводняют побережье Байкала, принося с собой доход и хлопоты. Причем хлопоты разные. Одни рвутся за экстримом, другим подавай европейский комфорт.


ТУРИСТ этого сорта обязательно купит путевку, как минимум, за полгода до намеченной поездки, заранее составит и оплатит список предполагаемых удобств и развлечений (к примеру, полный пансион, катание на лошадях, блины и рыбалка), тщательно запишет имена своих гидов и выучит наизусть план маршрута и распорядок дня. И приехав через полгода, он на полном серьезе будет ожидать, что его встретит тот самый гид и повезут его тем самым маршрутом. И попробуйте не оправдать доверия. Ему глубоко начхать, что гид Оля "вери илл" (очень больна) после дня рождения коллеги и ее временно будет замещать гид Вася, и что смотровую площадку с видом на Шаман-камень, указанную в проспекте, закрыли еще осенью, потому как там наметили строить аэродром для вертолетов МЧС. Такие едут в Сибирь, во-первых, потому, что в других мало-мальски приличных пунктах туристического паломничества побывали. Во-вторых, чтобы показывать друзьям свои фото: с медведем (медведь сытый, на цепи или вовсе чучело), на берегу самого чистого озера планеты, в обнимку с шаманом - и слыть экстремалом. В-третьих... да бог его знает зачем...


Безбашенный экстремал


В КАКОЙ-ТО степени этот сорт путешественников противоположен педантам. В том смысле, что хоть они и планируют свой будущий отпуск сразу после предыдущего, и маршрут изучают, сидя в домашнем кресле, но осваивать его они предпочитают в количестве 2-3 человек и на месте. Такие обычно заявляются в визитно-информационный центр и просят отправить их туда-то и туда-то. Или вообще никуда не заявляются, в лучшем случае бронируя места в гостинице. Трудно сказать, что ими руководит, - природная непуганость или элементарное незнание российских реалий. В прошлом году в ВИЦ Иркутска пришли две немочки. Одна из них на чудовищно ломаном русском попросила объяснить, как добраться до Ольхона. После краткого психологического штурма выяснилось, что они планируют вдвоем погулять по острову, поночевать в палатке и дальше таким же образом двинуть в Китай. На все попытки объяснить, чем чреваты прогулки по Сибири без знания языка и нравов, девицы заверяли, что не боятся. В тот раз в самом деле все обошлось. Их подобрала тургруппа, путешествовавшая на Ольхоне, и бесстрашные иностранки отрезок пути преодолели на машине. Могло быть и хуже. Некоего поляка едва увезли с острова. То ли от непривычной пищи, то ли от неуважения к "бурхану" у бедняги началась жуткая диарея, два дня он буквально не вылезал из кустов, на третий его чуть живого отвезли в Иркутск. Такие личности рвутся к нам за экзотикой, за "запахом тайги", утолить свое природное любопытство.


Правда, у туроператоров есть свои хитрости по укрощению туристов.


Приемы "против" и "за"


- КОГДА ожидаешь организованную группу, - поделился фирменными секретами сотрудник одной из турфирм Иркутска, специализирующейся на активном отдыхе (ни имени, ни названия фирмы по вполне понятным причинам упоминать не будем), - первым делом проводишь разведку: владеет ли кто-нибудь русским языком? Если нет, можно слегка расслабиться, если же в языковой подкованности гостей есть сомнения - держи ушки на макушке. В любом случае из лексикона напрочь убираются слова вроде "буржуи", "фрицы", "янки" - их даже самые темные иностранцы хорошо знают. И, на всякий случай, все, что не касается чутких ушей зарубежных гостей, выражается на таком оборотистом сленге, что даже не всякий непосвященный абориген поймет, о чем речь. Ну кто подумает, что фраза "там пара куропаток стухла, подкатись - реанимируй" может переводиться как "две туристки устали и отстают, надо бы их поторопить". (Не подумайте, что это грубость, - это производственная необходимость. Для туриста все должно быть праздником, неважно, какой ценой, для нас, гидов.) Причем произносится это все громко, чтобы не догадались, что разговор про них (вроде как "рашн" между собой на отвлеченные темы шутят), и с идиотской улыбкой, а еще лучше - со смехом. Под конец сезона лично у меня идиотски счастливое выражение лица и трубный глас становятся хроническими.


- "Дикие" туристы только по их мнению абсолютно независимы. На самом деле за ними приходится наблюдать, незаметно, конечно, - сообщили в визитно-информационном центре Иркутска. - Мы, например, всегда знаем и проверяем даты, когда "наш" турист должен выехать, когда прибыть, когда мы его передаем другой турфирме. Если где-то сбой - туриста начинают искать. Никто ведь не отпустит человека одного в нехоженую тайгу на две недели. У них, кажется, страха такового перед дикой природой нет: они считают, что опасности могут подстерегать только в городах, а в лесу - трава, деревья, солнце, бабочки... о медведях они не думают...