Достался в награду лучшему пастуху России
Знай наших!
В ПОСЕЛКЕ Красный Бор Тосненского района Ленинградской области прошел фольклорно-обрядовый праздник "Егорьевы игрища", посвященный Дню Георгия Победоносца. Как утверждают организаторы, впервые с XIV века. Одним из заметных эпизодов праздника стали "Олимпийские игры" отечественных пастухов. За победу на них пастух из Владимирской области Александр Шенягин получил специальный гран-при - бронзовый, живописно закрученный кнут.
Весной, едва проклюнется трава-мурава, хозяйства выгоняют стада на подножный корм. А в "Суворовском" коровы по-прежнему жуют свой "паек" на ферме, хотя на дворе вторая половина мая и зелени вокруг хватает.
- Обратите внимание: там, где скот пасется, уже нечего есть. А у нас кормов достаточно. Выгоним коров через недельку, - обещает директор ЗАО Дмитрий Вячеславович Бекетов.
Конечно, начальству виднее. Но у меня - разочарование. Рассчитывала увидеть лучшего пастуха России во всей красе: на зеленом лугу, посреди холмов и перелесков, в окружении буренок и, если повезет, с рожком в руке. Так сказать, приобщиться к идиллии на лоне природы. А он сидел в своем авто возле фермы, готовый вот-вот отбыть в неизвестном направлении после окончания смены. Искала по селу Александра Владимировича Шенягина, а нашла Сашу.
- Мне 22 года, - сказал он, увидев мое удивление, и даже подчеркнул:
- Соревнования пастухов под Питером были 6 мая, а 7 мая я справлял день рождения.
- Сам себе сделал подарок?
- Получается, что так.
Лучшие из лучших испытывались здесь на умение оседлать лошадь, перегнать стадо и владение кнутом.
- Первые два состязания, понятно, на время. Ну а что означает для пастуха владеть кнутом? - интересуюсь у победителя.
- Определялась громкость удара. Оказывается, у Александра он "потянул" на 146 децибел! Только на одну единицу его опередил костромской коллега.
- А продемонстрировать можете? - подначиваю я.
В ответ выносит из сарая огромный кнут. Пожалуй, он даже потяжелее своей уменьшенной копии из бронзы: не то что взмахнуть, но и поднять не всякому дано. В моих руках он как чугунная гиря. Ну и кнутище!
Но пастух разочаровывает:
- Мой всего 12 метров. А бывают и 20, и даже 30. Каждый делает кнут под свою руку.
И действительно, он управляется с ним легко, словно с гимнастической лентой. Но каждый виртуозный взмах разрезает воздух с резким свистом, будто пуля. И хочется выскочить из ближнего круга и отбежать на недосягаемое расстояние. Наверное, в этом чувстве животное мало отличается от человека...
- Вообще я пользуюсь кнутом только неделю, пока коровы привыкают к голосу после зимы, - говорит Шенягин, опережая следующий вопрос.
"Показательное выступление" происходит на лугу перед домом, где пасутся на привязи пять молоденьких бычков из его личного хозяйства. Они, словно щенята, ластятся к своему хозяину, лижут его ботинки и с опаской поглядывают в мою сторону.
- Привыкли ко мне. А налей им чужой воды, даже не подойдут, - говорит с гордостью Александр.
И в этом нет ничего удивительного. Все домашние питомцы - что кошки, что собаки, что коровы - одинаковы и в отличие от человека на добро отвечают только добром. Вполне могу себе представить, как он перегоняет этих малышей из одного загона в другой за считанные секунды, что и требовалось на соревнованиях. Но вот каким образом можно управлять стадом, где 220 буренок, пусть даже не в одиночку, а вдвоем с напарником, для меня загадка. Взять да и развернуть такую массу туда, куда тебе надо, наверное, не легче, чем большой корабль. Да и у того все соединения жесткие. А здесь что ни особь, свой норов.
А сколько таких разворотов в сутки во время сезона приходится сделать, наверное, и не сосчитать. Как выгонит коров в четыре утра, так до 12 ночи - то кормление, то дойка. Но для главного зоотехника ЗАО "Суворовское" Анатолия Васильевича Никульшина тут нет никаких секретов:
- Он с детства помогал матери, можно сказать, вырос на ферме. Животных хорошо чувствует и опережает их мысли и желания.
- Да у него и отец, Владимир Андреевич, был пастухом. Сначала помогал ему, а с семнадцати лет работал самостоятельно, - добавляют шенягинские соседи.
Мнение современных селян о преемственности традиций подкрепляет и экскурс в историю с помощью научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника Владимира Александровича Антонова. Земля владимирская не очень плодородна, и чтобы уплатить своему помещику оброк, крестьяне губернии уходили на отхожие промыслы. Кто строил каменные дома (до 20 тысяч каменщиков были в отходе!), кто рубил деревянные избы, кто клепал котлы.
А вот треугольник между Владимиром, Юрьев-Польским и Суздалем, где располагались самые крупные и древние поселения, славился своими пастухами. В архивах хранятся списки жителей, в которых отмечено, кто и куда отправился на пастуший промысел. Знаменитые владимирские рожки звучали по всей России за тысячи верст от родных мест. А в 1884 году их услышали участники Всемирной выставки в Париже на концертах хора владимирских рожечников, собранного из профессиональных пастухов.
Село Весь под Суздалем, откуда родом Александр Шенягин, находится как раз в этом знаменитом треугольнике, да и первое упоминание о нем в летописи, говорят историки и краеведы, приходится на время татаро-монгольского нашествия на Русь.
Два года назад Александр вернулся со службы из Чечни. И как и полагается настоящему российскому крестьянину, женился и зажил в своем доме. Таким образом, природа в его лице не дала прерваться традиции предков. Что касается традиций современных, то по одной из них, заведенной еще в двадцатом веке, пастух числился крайним в сельскохозяйственной цепочке производства молока и мяса. А на самом деле, убежден Александр Шенягин, многое зависит от пастуха:
- Как накормим скотину, такое будет и молоко. А чем больше она пасется, тем сытнее наестся. Да и работа у нас творческая. Начальство выделяет гектары, а где пасти, думай сам. Можно вытоптать 10 га за один раз, а можно пользоваться все лето.
Но общественное признание этих людей так и не преодолело кинематографических рамок. В реальности среди почетных членов президиумов и съездов были не свинарки и пастухи, а представители других сельскохозяйственных профессий. Не потому ли профессия вымирающая?И снова Шенягин против:
- Пастух будет всегда!
***
Два года назад Александр вернулся со службы из Чечни, женился и зажил в своем доме.