Главная >> 5 >> 33

Я к вам пишу

Мария ТИЗЯЕВА. 50 лет.


Живет в селе Шугурово, Республика Мордовия. Учительница немецкого языка


Немецкий язык Мария Федоровна любила с детства. И страной Германией очень интересовалась. Интерес школьницы Маши подогревала преподавательница иностранного языка. Учительница переписывалась с немцами и показывала ученице присланные "из-за бугра" открытки и буклеты. А однажды посоветовала Марии написать письмо в немецкую учительскую газету и попросить у редакции адреса желающих завести переписку с русской девочкой. В село Шугурово на адрес десятиклассницы пришла масса корреспонденции, писали Машины ровесники, люди постарше, даже пенсионеры на чистом немецком языке рассказывали русской девочке о прелестях их пенсионной жизни. Маша получила порядка 70 писем. Всем ответить она, конечно, была не в состоянии, но многие немцы получили ее недлинные послания. Подобное общение давало большую практику в изучении иностранного языка, расширяло кругозор и позволяло довольно близко узнать людей, живущих далеко-далеко. Некоторые Машины адресаты отпали сами собой, а к двум своим заочным подругам Мария привязалась и прониклась нежными чувствами. Первой и самой лучшей подругой стала Маргарет Моски. Маргарет была школьной учительницей. Она писала письма будущей выпускнице, давала советы. Второй была девочка Альке, жительница Восточного Берлина. Мария переписывалась с ними и будучи студенткой. Рассказывала Альке о своем друге, планах на будущее. Читала письма о ее любви и замужестве. Не прервалась почтовая связь и когда Мария, закончив факультет иностранных языков, приехала в родное Шугурово учительствовать. Уроки немецкого, которые проводила педагог Тизяева, запоминались учениками надолго. Мария Федоровна иллюстрировала свое преподавание отрывками писем от своих подруг. Ее усилиями в школе был организован Клуб интернациональной дружбы. Ее ученики, следуя примеру своей наставницы, тоже сочиняли письма и отправляли их в Германию. Ответные послания читали на заседаниях клуба, интернациональная дружба крепла. За нерушимость дружеских связей между СССР и ГДР молодая учительница Тизяева по линии комсомола была премирована поездкой в ГДР. Туристический маршрут был строго обозначен и не проходил через город, где живет Маргарет, но через Берлин пролегал. Мария отпросилась у руководителя группы и побежала в гости к Альке. Подруги дома не оказалось, но в двери совсем по-русски торчала записка: "Я ушла на прием в женскую консультацию. Подожди". Мария с грудой российских подарков (матрешкой, бутылкой водки, картиной мордовского художника) сидела на скамеечке у дома и мирно разговаривала с местной старушкой. Та Россию знала по Зыкиной, чей голос однажды запал в душу немке.


Встретилась с Альке, обнялись, как сестры, все-таки почти 7 лет регулярного общения. Мария посидела в немецких гостях, познакомилась с сыном Альке и уехала в Россию. А Альке, родив второго ребенка, вместе с семьей перебралась в Западный Берлин, тем самым, лишив себя права переписки с комсомолкой из Шугурова. Да, да именно этот переезд и разрушил дружбу двух молодых женщин. Советская учительница не могла больше поддерживать отношений с Альке и слать свой коммунистический привет в мир капиталистических акул.


Еще когда только Мария осваивала эпистолярный жанр, ее вызывали к себе серьезные люди из КГБ и проводили с ней беседу на предмет того, что можно писать своим знакомым из-за границы, что нельзя. И строго предупредили о том, что в ее случае тайна переписки соблюдена быть не может, и все конверты подвергаются пристрастному досмотру. Подданная ГДР Маргарет опасности для социалистического строя не представляла, поэтому Мария и Маргарет продолжали общаться. Они знали друг про друга все. Про все дела на работе и дома. Рассказывали друг другу о мужьях и детях. Отправляли друг другу фотографии... Муж Маргарет однажды попал в автокатастрофу, остался инвалидом, и в Германию неслись слова сочувствия, произнесенные вслух в Шугурове. Маргарет поддерживала Марию в трудную минуту еще более осязаемо. Она часто слала в Мордовию посылки с одеждой и продуктами. В жизни Марии Федоровны и ее мужа, тоже школьного учителя, был сложный период. В школе не платили заработную плату порой до 8 месяцев. Семья из пяти человек от голода спасалась самолично выращенной картошкой да приготовленными летом вареньями. Поэтому посылки из Германии были в доме праздником.


Старшая дочь Марии, закончив три курса иняза, уезжала в Германию работать гувернанткой. На рождественские каникулы ездила в гости к Маргарет. Встретили девочку, как родную. В доме бывшей учительницы Моски собрались ее дочери с мужьями и детьми, и все пытались угодить Наталье, сделать ее пребывание в гостях предельно приятным. В день рождения Марии Федоровны Маргарет повела Наташу в кафе отметить мамины именины и сказала: "Расскажи маме про это кафе, сюда я ее свожу, когда она наконец ко мне приедет".


Тридцать лет и три года Мария пишет Маргарет, и так и ни разу не довелось им встретиться. А Наташа, вернувшись из поездки, рассказывала матери: в доме Моски полно альбомов, где наклеена масса фотографий, иллюстрирующих жизнь семьи Тизяевых. Альбомы эти свято хранятся так же, как и подарки, присланные Марией: собственноручно связанные салфетки, вышитые фартуки. Мария Федоровна еще и рукодельница знатная...


Наташе Германия очень пришлась по вкусу. Жила она в семье в Ганновере. Воспитывала двух мальчиков, родители которых имеют трехэтажный особняк, две машины и еще кучу всяких благ, не виданных в мордовской глубинке. Хотелось бы и еще туда съездить. Но вот остаться там насовсем мама ей очень бы не посоветовала.


- Человек должен жить там, где родился, - считает Мария Федоровна. А вот съездить в Германию к своей любимой Маргарет она бы не прочь. Только пока нет такой возможности. Скромной зарплаты двух учителей не хватает на дальние странствия. В семье два студента: Наташа и Саша, и школьник Андрей. Постоянно нужны какие-то покупки: то штаны, то кроссовки. Так что Германия - это пока лишь мечта. Сейчас Мария не часто пишет Маргарет. Больше они разговаривают по телефону. Чаще звонит, конечно, Маргарет, в средствах она посвободней. Но в день ее рождения Мария обязательно наберет номер в Германию. Дорого? Не дороже человеческих чувств, не дороже дружеских отношений...


фото Александра ИВЛЕВА