Главная >> 5 >> 33

Майская звезда Татьяны Самойловой

Для всего мира она стала олицетворением русской девушки, символом времени. Произошло это в одночасье, когда на X/ Каннском фестивале был показан фильм "Летят журавли". 3 мая 1958 года оказалось днем мирового триумфа советского кинематографа.


"НЕТ никакого сомнения в том, - писала газета "Орор", - что картина "Летят журавли" является выдающимся произведением, превосходящим все, что можно было видеть на наших последних фестивалях... А молодая актриса Татьяна Самойлова превзошла молодых артисток всего мира в области драматического искусства". Газета "Паризьен либере" отмечала изумительное исполнение одной из ведущих ролей актрисой Самойловой. Зал стоя рукоплескал, когда Татьяне вручали премию за лучшую женскую роль. Самойлова стала живой легендой. Спустя более трех десятилетий Каннский фестиваль, теперь уже сорок третий, рукоплескал вновь Татьяне Самойловой, теперь его почетной гостье, получавшей в том же Дворце кино премию за выдающийся вклад в мировой кинематограф.


Итак, почти пятьдесят лет назад на небосводе мирового кинематографа засияла новая звезда. Но Татьяна Евгеньевна не любит, когда ее так называют. Она - актриса. В их семье искусство было предметом всеобщего поклонения. Ее отец, Евгений Самойлов, - популярнейший актер довоенной и военной поры, красавец, супергерой советского экрана, никогда не страдал звездной болезнью. Он и по сей день, верно служа уже не одно десятилетие Малому театру, остается рыцарем актерской профессии, считая, что жизнь надо посвящать делу, которое тебя влечет беззаветно.


Таня не колебалась в выборе профессии. С шестого класса она твердо знала, что хочет быть актрисой и работать в театре. На сцену ее тянуло словно магнитом, она выступала на всех школьных вечерах. Мама Татьяны по профессии была далека от актерского дела, одним словом - инженер, но в ее доме царили театр и кино. Благодаря маме у них дома всегда было хорошо, радостно, гостеприимно. И много друзей. Сначала у каждого свои: у родителей - взрослые, а у Тани с братом Алексеем - школьные. С годами все объединились. В доме постоянно были знаменитые актеры, театральные деятели. В постоянных разговорах о сцене выросли сестра и брат. Выбор жизненного пути был предрешен.


Татьяна серьезно готовилась, даже балетом занималась, понимая, насколько важна на сцене пластика. Она поступила в Театральное училище имени Щукина, где ее педагогом оказалась замечательная актриса Цицилия Мансурова.


Когда уже учеба двигалась к концу, почти перед самым дипломным спектаклем (она репетировала Машу в "Живом трупе"), Татьяна получила приглашение на "Мосфильм" на пробы к Михаилу Калатозову. В те годы студентам категорически запрещалось сниматься в кино. Когда выяснилось, что Самойлову утвердили на роль Вероники, ей пришлось уйти из училища. Но встреча с Михаилом Калатозовым и Сергеем Урусевским определила всю ее жизнь. Тогда она в полном мере ощутила, что такое искусство, творчество, кинематограф. Каждый день они на маленьком мониторе просматривали отснятый накануне материал. Обсуждали, выверяли все до мелочей. Она увидела весь этот труд, в котором соединялось и ремесло, и производство, и высочайшее творчество.


И в результате - грандиозная победа в Канне. На фестиваль она приехала вместе с оператором Сергеем Урусевским, рядом с которым было спокойно и в искусстве, и в жизни. Татьяна тепло вспоминала, что они как-то весело шли с ним тогда по фестивалю: "Нас окружали замечательные люди, было много интересных встреч, а мне еще так мало лет, что я совершенно растворялась в том празднике".


На XXXXIII Каннском ее, как и прежде, окружала зрительская любовь, но ничего больше не напомнило ей о прошлом. Все изменилось до неузнаваемости. Она попросила отвезти ее в отель, в котором жила в 1958 году. Отвезли. Но это был уже совершенно другой отель - новый, огромный, современный. Она не нашла никого из тех, с кем встречалась на том фестивале. Все очень просто: идет время, перестраиваются города, уходят люди, меняется жизнь, а прошлое остается в прошлом.


Она не любит, когда говорят о том, что образ, ею созданный, стал знамением времени, принадлежит прошлому. Герои фильма "Летят журавли" перешагнули десятилетия и находят отклик в сердцах сегодняшних их сверстников. Значит, картина жива, значит, это искусство.


Ни в одной роли ей не хотелось бы что-либо переделать. Всему свое время. К тому же ей всегда нравилось войти в фильм, расписаться в нем, что это она, и выйти. Потом взяться за другую работу. Она училась и росла вместе с фильмами.


Судьба сводила ее с абсолютно разными режиссерами, по-своему интересными. Напомним, что Самойлова сыграла у венгерского режиссера Михая Семаша в картине "Альба Регия", в итало-советской ленте "Они шли на Восток" у режиссера Де Сантиса, в фильме "Леон Гаррос ищет друга" французского режиссера Марселя Палиеро, у Александра Зархи в "Анне Карениной".


"Неотправленное письмо" - вторая встреча на съемочной площадке с Калатозовым и Урусевским. Она оказалась, к сожалению, не столь успешна, как первая. Хотя все изначально предполагало другой результат. Неожиданная тема - геологическая экспедиция в Сибирь, открытие алмазоносной кемберлитовой трубки, драматические судьбы героев. Участие в картине прекрасных актеров - Евгения Урбанского, Иннокентия Смоктуновского, Василия Ливанова. Но драматургического материала оказалось недостаточно, да и сама Сибирь с могучей и потрясающей природой на экране порой выглядела выразительнее героев. Тем не менее для всех эта работа оказалась незабываемой. Только вот съемки продолжались довольно долго - почти два года, и из-за этого от многих интересных и перспективных предложений пришлось отказаться, например от работы в театре.


И ВСЕ-ТАКИ ей удалось осуществить одну свою заветную театральную мечту: сыграть вместе с отцом на одной сцене. И это произошло в спектакле Театра имени В. Маяковского "Дальняя дорога" по пьесе А. Арбузова. Ощущение было удивительное, отец на сцене был какой-то совершенно незнакомый.


Еще одной судьбоносной лентой для Татьяны Самойловой стала "Анна Каренина". После каннского триумфа юной актрисе предлагали сниматься в этой роли с Жераром Филипом - Вронским. Тогда чиновники от искусства посчитали подобное творческое содружество нецелесообразным. И вот через десять лет образ удивительной женщины снова возник перед Самойловой. Это была особо памятная работа, оставившая глубокий след в жизни Татьяны. По-человечески не все в Анне оказалось близко актрисе, но как образ она ее поняла и смогла раскрыть в Анне потрясающую глубину и скрытые тайны ее души. Каренина стала одной из лучших ее ролей.


ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА мечтает сыграть творчески интересную роль. Лучше - классического репертуара. Но, увы, возможностей стало еще меньше, после того как закрылся Театр-студия киноактера. Уничтожена творческая мастерская для многих артистов.


- Идет вторая половина жизни, - говорит Татьяна Евгеньевна. - Молодость закончилась. Но и здесь есть много интересного. Для меня, скажем, важно, что я снималась. Играю эпизоды, небольшие роли. Меня это вполне устраивает. Важно не потерять умения в том, чем занималась всегда. Много читаю, в том числе и пьес. Сейчас меня прежде всего радует то, что живу я в хорошем окружении. Со мной мой чудесный отец, которому девяносто два года. Великий актер, великая культура. Радует мой сын, который много и упорно трудится на поприще медицины, совершенствуется в ординатуре университета в Америке. Много родни, которая, словно маковыми цветами, расцвечивает мое жизненное поле. Кто-то живет в Петербурге, кто-то в Киеве, кто-то в Чикаго - разбросаны по всему свету.


К каждому периоду жизни стоит относиться естественно и сознательно. Нельзя терять жизненную энергию. Нужно заниматься спортом или физкультурой. Я каждый день делаю балетный станок. Конечно, тяжело. Но необходимо трудиться, работать. Очень рада, что у нас с мужем замечательные, по-настоящему дружеские отношения. Он - сценарист, режиссер, организатор цирковых программ. Очень способный и прекрасный человек. Рада, что я стала членом кинематографической академии. Смотрю много фильмов, которые, увы, не всегда интересны.- Как вы думаете, о чем сейчас надо говорить с экрана?


- Сейчас, как, впрочем, и всегда, с экрана надо говорить правду.


- Хочется поздравить вас с днем рождения и пожелать всего самого лучшего. А как вы проводите праздники?


- Мне грустно отмечать их, особенно день рождения, после того как не стало мамы. А так - звонят родственники, приходят подруги, дверь для друзей всегда открыта в мой дом, всегда для них накрыт стол.


- Не так давно вы были награждены "Золотым орлом".


- Да, мне было чрезвычайно приятно получить награду из рук Михалкова. Очень ценю его как яркую личность, за его изумительные фильмы, за все то, что он делает для Союза кинематографистов. Замечательны в своем творчестве и отношении к делу брат Никиты Сергеевича - Андрон Кончаловский и режиссер Сергей Соловьев. Эти люди, на мой взгляд, являются движущей силой всего кино. Они сделали колоссальный вклад в нашу культуру.


- Не хотелось бы вам написать о своей жизни книгу?


- А я уже пишу. Но пока у меня как-то не очень получается. Хотя уже много написано и о ролях, и о событиях из моей жизни.