Главная >> 5 >> 33

"Крылатый" завод: от славы до бесславия

40 лет назад, в канун Первомая 1964 года, на Красноярском алюминиевом заводе были выплавлены первые тонны "крылатого" металла.


ПРОШЛО столько лет, но я, как сегодня, до мельчайших деталей помню тот яркий, солнечный, весенний день, - рассказывает Николай Андреевич Симонов, тогда секретарь парткома треста "Красноярскалюминийстрой". - Я открывал торжественный митинг, посвященный первой плавке, и видел радостные, одухотворенные лица людей, которых переполняло чувство исполненного долга. Они искренне радовались успеху. Да, то было время великих свершений. Незадолго до этого, в марте 1963 года, перекрыли Енисей, и в районе Дивногорска полным ходом шло строительство крупнейшей в мире Красноярской ГЭС.


Гигант цветной металлургии в Красноярске строила вся страна. На берега Енисея ехали комсомольцы-добровольцы, патриоты - дети разных народов тогда еще единой Страны Советов. Для нынешнего поколения будет малопонятной география стройки: выполняя различные заказы для Красноярска, завод возводили ныне независимые Тбилиси, Баку, Рига, Киев...


И если бы в те дни был дан заказ на разработку герба алюминиевого гиганта, то одним из его элементов скорее всего стала бы зеленая пограничная фуражка. Именно защитники рубежей Родины составили костяк строителей завода. Весной 1960 года сюда приехали первые две тысячи уволенных в запас пограничников. Недаром стройку в Красноярске называли "девятым пограничным округом". Они строили завод, на котором потом многие переквалифицировались в металлурги.


Накануне первой плавки, 22 апреля, в день рождения Ильича, подала напряжение на электролизеры кремниево-преобразую-щая станция, первая в Советском Союзе! Начался процесс, которого ждали. Благодаря внедрению новой технологии обжиг вместо 7-11 суток длился пять с половиной.


Теперь это уже исторический факт: 30 апреля звено старшего электролизника Михаила Ивановича Ляшкова выдало первые слитки "крылатого" металла. Завод выпустил продукцию досрочно. Это стало возможным не только благодаря энтузиазму, но и опеке, которую проявили партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органы. А еще - благодаря особой атмосфере братства, присущей советской эпохе и - увы! - утраченной.


- У нас не было высокой зарплаты в "зелени", не ездили мы на престижных иномарках и ходили без телохранителей, не опасаясь заказных убийств, - вспоминает Н. А. Симонов. - Мы были открыты для всех, и эта черта советского характера осталась в нашем поколении на всю жизнь, как бы ни складывалась дальнейшая судьба.


Сегодня у завода другие владельцы. Руководит предприятием австралиец Данкан Хеддич, который интервью дает в основном через переводчика. Алюминиевые магнаты кичатся своими достижениями, нехотя вспоминая о советском происхождении завода и о том, как он им достался. К счастью, не у всех красноярцев отшибло память. Очевидец и участник событий тех лет Тамара Федоровна Петухова, общественный директор музея трудовой и боевой славы, который создан в красноярской средней школе N108, рассказала, что первыми экспонатами стали подарки пограничников. Это были мастерски выполненные макеты кораблей, оружия, фотоальбомы о жизни пограничников.


Когда началась "перестройка", от музея поспешили избавиться как от "наследия советского режима".


Совершенно случайно Тамара


Федоровна узнала, что все экспонаты в беспорядке свалены в ящики, их вот-вот вывезут на свалку. Многое под шумок просто растащили... Благодаря вмешательству Петуховой фонды удалось спасти.


В наши дни музей часто становится школьным классом, в нем проходит урок "Легенда великой стройки". Здесь собираются ветераны "КрАЗа" - те, кто строил завод и работал в его цехах. Самый всезнающий экскурсовод - конечно же, сама Тамара Федоровна.


- Те, кому выпало счастье пережить день пуска завода, до сих пор помнят его, - вспоминает она. - Какой это был праздник! Люди обнимались и плакали, как в светлый майский день 1945 года, когда узнали о Победе. Такая у нас была великая радость.


г. Красноярск.