Александр Жаров, один из зачинателей послеоктябрьской русской поэзии, 100-летие со дня рождения которого ангажированная пресса постаралась не заметить, появился на свет в месте знаменитом - в деревне Семеновской, раскинувшейся на достопамятном Бородинском поле, где русская армия в 1812 году остановила Наполеона.
МАЛЬЧИШКОЙ участвовал в празднествах по случаю 100-летнего юбилея исторической баталии, для чего деревенских мальчишек специально обучали маршировке и оружейным приемам, наряжали в мундиры и фуражки с кокардами. Видел приехавшего на праздник царя Николая II, шествовавшего с пышной свитой. Запомнилось и другое: какой-то мужичок, прорвавшись через цепь охраны, бросился в ноги к царю с прошением выделить лесу на избу. Охранники его скрутили, и больше никто никогда мужичка того не видал.
Учеником Можайского реального училища начал "баловаться" стихами, публиковавшимися в рукописном журнале "Творчество". Октябрь, естественно, встретил восторженно и вскоре с головой ушел в общественную и комсомольскую работу: был секретарем Можайского уездного комитета РКСМ, членом Московского губкома. Видел и слышал Ленина, выступавшего на третьем съезде комсомола. С 1920 года - в партии.
Поступив в Первый московский университет имени Ломоносова, занимался в поэтическом семинаре Валерия Брюсова. Тот основательно критиковал вирши молодого стихотворца, учил творческой взыскательности, тщательной отработке каждой строки. В 1922 году появляются публикации Жарова в "Правде", "Рабочей газете", журнале "Юный коммунист". Песня "Взвейтесь кострами, синие ночи" стала гимном пионерии. Предисловие к первому сборнику Жарова "Ледоход" написал А.В. Луначарский.
Впечатления Великой Отечественной войны, в годы которой поэт служил на флоте - на Черном море, в Заполярье, на Дальнем Востоке, - отлились в песни "Грустные ивы",
"Ходили мы походами", в поэмы о героях.
Но самая, пожалуй, знаменитая "царь-песня", как называл ее Леонид Утесов, - это написанный в 1943 году "Заветный камень". В основе ее, между прочим, - быль. Действительно, был такой матрос, который, покидая Севастополь, взял с собой кусок гранита от памятника "Погибшим кораблям", поклявшись при возвращении положить его на место. Эта история описана в очерке Леонида Соловьева, под впечатлением которого композитор Борис Мокроусов создал мощную, как штормовая волна, мелодию, показал ее Жарову, и тот написал под нее слова. Вот такими причудливыми бывали порой пути рождения советских шедевров.