Главная >> 5 >> 33

Она умела танцевать счастье

21 августа исполнилось 95 лет со дня рождения Наталии Дудинской


Принято считать, что балетная техника шагнула вперед. Для имиджа сегодняшних прим весьма на руку, что почти нет документальных записей танца балерин прошлых лет. Но нескольких минут старой кинопленки достаточно, чтобы иметь представление о фантастическом искусстве Дудинской.


Сохранились кадры ее выступления с Вахтангом Чабукиани в "Баядерке", где Дудинская делает пять - пять! - туров из четвертой позиции! А дьявольские вращения ее Одиллии в "Лебедином озере" - идеальной формы туры в бешеном темпе по огромному, опоясывающему всю сцену кругу. Константин Сергеев вспоминал, как трудно было партнеру удержаться на ногах, принимая в руки такой смерч.


С элегантным шиком


При невероятной сложности танец балерины был удивительно легким, радостным. Дудинская исполняла практически весь репертуар театра, и любое выступление было праздником для всех - зрителей, партнеров, ее самой. Она была настоящей балериной радости и как никто другой умела танцевать счастье.


Творчество Дудинской пришлось на годы торжества хореодрамы, чуждой индивидуальности балерины. От исполнителей требовали "реализма" - умения маршировать с винтовкой, вязать снопы, стирать белье. Это было не для Дудинской. Ее доведенная до фантастического совершенства техника сама по себе становилась произведением искусства. Дудинская была в числе тех, кто своим виртуозным танцем не дал исчезнуть шедеврам старой классики, сохранил для нас наследие мастеров прошлого.


"Спящая красавица" - гимн о торжестве добра и красоты над силами зла, разрушения и уродства, но это еще и гимн во славу классического танца, где центральное место принадлежало Дудинской.Ее танец излучал царственную мощь, а блистательная виртуозная техника наполняла образ элегантным шиком и лучезарной, ликующей жизнерадостностью. Аврора Дудинской - прежде всего истинная королевская дочь, французская принцесса, для которой дворцовый церемониал был родной стихией.


Внутренняя значительность, аристократизм, умение концентрировать на себе внимание зрителей и партнеров пришлись кстати при создании образа Раймонды, ставшей одним из шедевров в послужном списке балерины. Академическая строгость, чистота наполненных эмоциональной силой движений рисовали портрет неприступной, гордой красавицы.


Будто зажгли прожектор


Дерзкий, полный наступательной энергии танец Дудинской делал незабываемой ее Китри в "Дон Кихоте". Очевидцы выступлений балерины уверяют, что, когда она появлялась на сцене, казалось, будто зажгли еще один прожектор и открыли бутылку шампанского. Скептики скажут, что это фантазии поклонников. Но свидетельства коллег впечатляют еще больше. Они вспоминали, как Дудинская при выходе сразу захватывала зал своими бравурными бросками-перелетами через всю сцену и аплодисменты полностью заглушали музыку, поэтому партнеры, исполнявшие партию Базиля, никогда не слышали музыки своего антре и могли действовать только по палочке дирижера.


В балете со дня его рождения особую роль играли примы, неважно, носили они это звание официально или нет. Истомина, Тальони, Гризи, Цуки, Леньяни, Кшесинская, Павлова, Уланова... Каждая - личность, за каждой - эпоха. Историк балета Вера Красовская назвала Дудинскую последней бaлepинoй-assoluta. Увы, это так. Звезд на балетном небосводе не счесть. Все сверкают, а планеты, равной Дудинской, нет.


Дудинская была талантливым педагогом. Но если Наталия Михайловна, в полном объеме переняв навыки от Вагановой, приумножила мастерство и славу наставницы, то в педагогической судьбе Дудинской такого счастья не случилось. Все ее ученицы хорошо, профессионально выучены, но до планки технических достижений самой Дудинской никто не дотянул. Никто не приблизился и к масштабам ее творческой личности.


Обитель жрицы танца


Гостеприимный дом Дудинской был знаменит на весь город. Те, кто побывал у балерины, не забудут редкую ауру, где вещи, достойные музейных залов, не нарушали атмосферы семейного уюта. Обитель жрицы танца была достойна стать музеем-квартирой, но этого не произошло. После кончины Наталии Михайловны наследники передали ее архив в Публичную библиотеку, а часть личных вещей и театральных костюмов - Театральному музею. Сама же квартира продана. С культурной карты города исчезла еще одна неповторимая частица. Спасибо, хоть на доме повесили мемориальную доску - редкое счастье в балетном мире, если учесть, что памятными знаками не отмечены даже дома, где жили Петипа и Фокин.


Балерины не бывают старыми - эту истину Дудинская утверждала до конца своих дней (она ушла из жизни 29 января 2003 года). Всегда нарядная, красиво причесанная, Наталия Михайловна была светской дамой с образцовыми манерами. И свою жизнь не отделяла от сцены, которой истово служила. Наверное, поэтому уход в мир иной стал будто финалом спектакля - последний покой она нашла на Литераторских мостках Волкова кладбища под сенью креста, к которому в образе графа Альберта из второго акта "Жизели" склонился ее любимый муж и партнер Константин Михайлович Сергеев.