Главная >> 5 >> 33

Миру нужно песенное слово

Вот же штука какая! Как ни отторгает поэзию жизнь, а она остается востребованной. Знать, таит в себе она нечто чарующее, покоряющее умы и сердца, необходимое человеческой душе во все времена. Очевидные, неоспоримые доказательства тому лежат на поверхности. Скоро наступит славный, всеми любимый праздник весны, женский день 8 Марта. Сколько же тогда поэтических поздравлений и посвящений будут очаровывать женские сердца! И уж, конечно, без чтения стихов и исполнения песен не обойдется ни одно чествование матерей, подруг, дочерей, сестер и сослуживцев. Так бывает в дни рождений, в Новый год, в Первомай и другие праздники.


И так уж повелось, что поэтические послания эти безымянны, поэты, сочинившие понадобившиеся прекрасные строки, остаются как бы ни при чем. Не очень-то мы помним их и в череде трудовых будней, а они тем не менее творят, пишут новые стихи, даруют людям свои трепетные чувства, свое миропонимание, то самое, которое помогает современникам радоваться, праздновать, осознавать себя человеком.


Выйти к читателям и слушателям со своими произведениями пишущим сейчас, как никогда прежде, весьма сложно. И беда еще в том, что для творческих людей потребность в общении, в оценках и взаимных отзывах необходимое, сущностное условие, без которого нельзя, как говаривали древние. В Новосибирской областной организации Союза журналистов России (НООСЖР) наиболее остро почувствовали эту необходимость Петр Моряков и Анатолий Чернышев. Они и стали организаторами творческих встреч.


Своей причастностью к стихотворчеству участники таких встреч подвергли сомнению классическое определение профессии журналиста как "чернорабочего слова". Без приобщения в той или иной степени к искусству слова хорошим журналистом не станешь. Пусть не все собирающиеся ветераны журналистики вывели свою прозу и поэзию на профессиональную орбиту, но это отнюдь не значит, что их творчество лишено "божьей искры".


Уже более двух лет ежемесячно, а иногда чаще, проходят в НООСЖР такие творческие слушания-семинары, на которых с творческими отчетами выступили бывшие журналисты и редакторы Валерий Ржанников, Евгений Стригун, Александр Ореховский, Анатолий Суханов, Юрий


Ключников, Юрий Бубенков, Петр Моряков, Анатолий Чернышев и другие. Активных и постоянных участников творческих встреч гораздо больше.


Последняя, январская, встреча была посвящена творчеству Анатолия Лемещенко. У Анатолия Ивановича еще в 1996 году вышла в свет книжка "Березовый напев", которая наряду с новыми стихами и послужила предметом обсуждения.


Поэтическому произведению давать оценку непросто: а ну как расчувствуешься и выразишь восторг банальным перепевом, а подлинную находку воспримешь как нечто расхожее?! Поэт, большой оригинал Валерий Ржанников отозвался о "Березовом напеве" неподражаемо простецки:


"От корки до корки прочитал и не устал". Стало быть, не разочаровали, не показались мастеру затертыми или шероховатыми строки коллеги.


Оценки, суждения других были куда лестнее для автора: "Книжка состоялась... Она доброкачественная... Она, как задушевный напев, замечательная". Как ни приятны общие похвальные слова, а все ж они как пирог без начинки, подслащенный сиропом. Потому и зажигателен интерес: чем же все-таки этот автор берет за душу?


Сколько написано-переписано о взаимной любви сыновей и матерей, а все ж Анатолий Лемещенко нашел самоценные слова, которые открывают и глубину, и истинность чувств, и заслуженное право на любовь:


<pre>


Но оставляем разговор


на вечер - Пусть сердце от волнений


отдохнет.


Суете чувств тут не место. О праве же на любовь сказано так же просто, мудро, веско:


И чтит за то, что,


где бы ни бывая, Он непременно к дому


завернет.


</pre>


Подснежники у Лемещенко, "как девчата влюбленные, шепчутся, словно ждут, а кого - не понять". Умение видеть в обычном необычное далеко не всем свойственно, а уж способность выразить, "нарисовать" у многих отсутствует вовсе:


Где земля оседлана холмами,


Незабудки ткут лазурью склоны...


А вот и ответ, почему Анатолию Ивановичу это удается:


Я бродил июньскими утрами В девушку кудрявую влюбленный.


Не полюбишь родную землю, не разделишь весь жар души с милой - ничего не почувствуешь, ничего не увидишь, ничего не исторгнешь из души, чтобы оно вызвало восторг у кого-то, как и у тебя. И притом творчество у автора - не тщеславная самоцель, оно для него нечто большее:


Ухожу в раздолье наше Бабье лето провожать, Средь лесов, жнивья и пашен Милой Родиной дышать.


Любовь к людям, вскормившим, взрастившим и одарившим счастьем, любовь к родной земле лежит в основе патриотических чувств:


Военных лет босая детвора,


Достойно презирая хвори,


С отцовским эхом - с криками


"Ура" Громила неоплаченное горе.


О самом главном в конце сборника автор сказал словами солдата и сына Отечества:


Знай, враг, верь, Родина моя:


Мы, сыновья солдат живых и мертвых,


Не отдадим свои края,


Мы - несдающегося сорта.


Так, не так ли судили, оценивали творчество коллеги, я решил проверить неопровержимым авторитетом В. Г. Белинского.И вот какие критерии поэтического творчества он выдвигает: "Быть поэтом, это, значит, мыслить поэтическими образами, а не щебетать мелодичными звуками. Чтобы быть поэтом, нужно не мелочное желание высказаться, не грезы праздношатающейся фантазии, не выписанные чувства, не нарядная печаль, здесь нужно могучее соучастие в вопросах современной действительности".


Разговор о творчестве поэта был бы неполон, если не сказать о других его увлечениях - живописью и музыкой. Давний друг Анатолия Ивановича высказался как-то весьма пылко и красноречиво: "Черт бы побрал этого Лемещенко! Я им восторгаюсь. Более того, я ему завидую. Я понять никак не могу, как может быть такое? Ему одному столько всего досталось! Стихи пишет хорошие, картины рисует и того лучше, да еще и поет, и на баяне играет. И при всем при этом скромник, каких свет не видывал". Что это так и есть, подтвердят все, кто близко знает Анатолия Ивановича.


А какие проникновенные, живописные, впечатляющие правдой без прекрас слова сказал член Союза писателей России


Юрий Чернов в предисловии к "Березовому напеву", отметили единодушно все участники поэтической встречи.


Долг уважения к людям творческим, всеми помыслами устремленным облегчить и скрасить простым, честным людям жизнь, обязывает в заключение повести разговор о проблеме, зачастую неразрешимой для каждого из них в отдельности. Только для друзей и близких более чем скромным тиражом, объемом в шестьдесят страниц, миниатюрную книжечку, умещающуюся на ладони, Лемещенко издал на свои кровно заработанные деньги. У многих других сочинителей такой возможности нет, а творчество их заслуживает читательского внимания. Вот и закрадывается питающая надежду мысль о помощи и содействии областной организации Союза журналистов. В уставе Союза много чего сказано о его задачах и функциях, но без своего собственного печатного органа они, при всем желании членов правления, не могут быть исполнимыми. По сути дела, это такая же нелепица, как сапожник без сапог.


Для журналистов-ветеранов печатный орган НООСЖР стал бы незаменимой профессиональной трибуной, позволяющей реализовывать им свой творческий потенциал, и, естественно, какой-никакой материальной поддержкой. Но, пожалуй, более веский довод - нравственно-этическая, жизненная драма творческих людей после ухода на пенсию оказаться невостребованными и забытыми. С другой же стороны, для областной организации Союза журналистов, как и для общества в целом, подобное равнодушие, транжирство, игнорирование их знаний, умений и опыта, мягко говоря, непозволительно. Категория ветеранов отнюдь не некая застывшая, увядающая. Время неумолимо способствует тому, что ряды ветеранов постоянно пополняются, фигурально говоря, омолаживаются. Не отдавать отчета этому - нонсенс. Вот потому-то в разрешении ветеранской проблемы помимо правления НООСЖР самое действенное участие должны принять и комитет по СМИ при областной администрации, и руководители редакций газет, радио и телевидения.