Главная >> 5 >> 33

Лифаревская весна. В моде белое

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения культового танцовщика и хореографа ХХ века


фото из книги "Сергей Лифарь. Страдные годы. С Дягилевым. Воспоминания"


СЕРЖ ЛИФАРЬ


Целую неделю продлится праздник танца - пройдет V Международный конкурс балета им. Сержа Лифаря. На сцене Национальной оперы Украины стоится премьера его знаменитой постановки "Сюита в белом" на музыку Лало, которую исполнят киевские артисты. А возродили этот спектакль Виктор Яременко (худрук Нацоперы) и звезды Гранд-Опера, ученики Сергея Михайловича - Кристиан Власси и Жильбер Майер (интервью с которыми читайте в ближайших номерах "Дня"). В рамках юбилея на здании Национальной академии танца, носящей имя С. Лифаря, будет открыта мемориальная доска, а на Главпочтамте погашена марка, специально выпущенная к 100-летию "французского киевлянина", как любил себя называть наш выдающийся земляк.


"Сюита в белом" - шедевр симфонического балета. В нем раскрылись колоссальные возможности Сержа Лифаря не только как блестящего хореографа, но и как музыканта. В Киевской консерватории он начинал обучение как пианист, но из-за травмы руки с карьерой музыканта пришлось распрощаться.


- Сергей Михайлович был уникальным артистом, реформатором балета, тонко чувствовавшим стиль хореографии, создавший собственный стиль - неоклассику. Это классика, но воспринятая глазами современника, - сказал художественный руководитель конкурса им. Лифаря Юрий Станишевский. - Классический танец получил новые пластические акценты, интонации, в частности, в его "Сюите в белом". Сергей Михайлович создал новый вид балета - симфонический. Спектакль поставлен в 1943 году, когда Париж находился в фашистской оккупации, а здание Гранд-опера было под угрозой взрыва. То, что знаменитый театр уцелел, во многом заслуга Сержа Лифаря, который в ту пору возглавлял балетную труппу. Он сумел своим авторитетом подействовать на власти Франции и даже на оккупантов и спасти Гранд-опера. Можно вспомнить еще один факт. В театре висел портрет Вагнера, написанный Ренуаром. Когда фашисты захотели забрать его и подарить Гитлеру (фюрер обожал творчество композитора), то Лифарь стал грудью и не дал Геббельсу снять картину. Он заявил, что это собственность Франции, национальная гордость, и портрет заберут только через его труп. Фашисты опешили от такого напора и не захотели связываться с "экспрессивным" Лифарем.


Балет "Сюита в белом" появился в очень тяжелое время. Зрители его восприняли как луч света во тьме оккупации. Балет нес оптимизм. Вообще лифаревское искусство очень оптимистично. Даже его драматические постановки всегда несут надежду. В наследие хореограф оставил более 200 балетов (лирических, психологических, драматических). В "Сюите в белом" Сергей Михайлович стремился показать высочайший уровень русской и французской школы. В спектакле танцевали все звезды французского балета, в том числе и юная в ту пору прима Иветта Шовире.


Французская школа отличается мелкой техникой (батю), и эти движения в большом количестве присутствуют в "Сюите...". Вообще, французский балет славится чистотой и точностью исполнения нюансов. К сожалению, сегодня многие театры мира забыли, что можно так танцевать. Когда в 1958 году впервые в Москву приехала на гастроли труппа Гранд-опера (из 13 балетов 11 - лифаревские постановки), успех был грандиозный. Вот только автор о нем узнал постфактум из восторженных рецензий. Дело в том, что советские чинуши отказали Сергею Михайловичу в визе (помня, что он эмигрировал из страны в 1923 г.). Лишь в 61-м хореографу удается приехать в СССР в качестве туриста, а в 1969 Лифарь принимал участие как член жюри в Первом московском конкурсе балета. Он инкогнито побывал и в Киеве, возложил цветы на могилу своих родителей. О родине хореограф не забывал до последнего своего вздоха. Умер в Лозанне (Швейцария) 16 декабря 1986 г. Его прах покоится на парижском кладбище Сен-Жевьев де Буа. На надгробии выгравировано: "Серж Лифарь из Киева". На родину его имя возвращается вместе с балетами. Лифаревскую хореографию возрождают на киевской сцене. К "Ромео и Джульетте" Чайковского добавится "Сюита в белом". Спектакль сложный, требующий филигранной техники и мастерства танцоров тонко чувствовать музыку. Симфонических (бессюжетных) балетов в мире два. В Европе это "Сюита в белом", поставленная Лифарем на музыку Эдуарда Виктора Лало, а в Америке Джорж Баланчин создал "Хрустальный дворец" на до-мажорную симфонию Жоржа Бизе. В новой постановке "Сюиты в белом" выступят молодые и опытные артисты: Анна Дорош, Татьяна Боровик, Елена Филипьева, Наталья Мацак, Денис Матвиенко, Вадими Брутан, Артем Дацышин, Сергей Сидорский и др. В Киев из Гранд-опера приехали Кристиан Власси и Жильбер Майер - ученики Лифаря, хранители его традиций, в прошлом премьеры театра, ныне педагоги. Власси помогала ставить на нашей сцене "Ромео и Джульетту". Они высоко оценили уровень подготовки киевлян. Наши танцовщики под руководством хореографа Виктора Яременко разучивали номера по записи на кассете, предоставленной французами. Власси и Майер пришлось отшлифовывать детали: манеру рук, ног, - нюансы, которые невероятно важны в балете.


А 3 апреля уже начнутся конкурсные соревнования. Традиционно жюри возглавит знаменитый российский хореограф Юрий Григорович. Несмотря на преклонный возраст, он невероятно творчески активен. Недавно состоялась его постановка "Ивана Грозного" на сцене Оперы "Бастилия". Готовит премьеру в Мадриде и "Каменный цветок" в труппе "Григорович-балет", созданной на базе в Краснодарского театра.


В этом году в конкурсе примут участие 127 человек из 12 стран мира (танцоров и хореографов). Призовой фонд дает мэрия Киева. Он составляет 750 тысяч гривен. Гран-при, кроме денежного эквивалента, представляет собой бронзовую фигурку "Икара" - один из любимых сценических образов Лифаря. Практически все украинские оперные театры и хореографические училища прислали своих конкурсантов. Как заявили члены жюри, награды получат действительно лучшие. Поэтому зрителям предстоит наблюдать захватывающее зрелище - рождение новых балетных звезд.