Главная >> 5 >> 33

ПРИТЯЖЕНИЕ СЦЕНЫ

Говорят, первое знакомство со сценой сродни первому свиданию. Кто-то, посчитав случившееся веселым, ничего не значащим приключением, легким флиртом, двигается дальше, не останавливаясь. Кто-то понимает, что заболел театром - влюбился, это привязанность на всю жизнь.


Способна ли встреча с искусством кардинально повлиять на взгляды человека, изменить его судьбу? Накануне праздника этот вопрос мы задавали людям, что знают о софитах, рампе и работе над спектаклями не понаслышке.


Владимир Королевский, композитор, преподаватель кафедры композиции Саратовской консерватории:


- Когда учился на втором курсе в консерватории, у нас на кафедре состоялся небольшой отчетный концерт, на который неизвестно какими судьбами забрел молодой режиссер из театра кукол "Теремок". Послушав мои сочинения, он предложил попробовать себя в качестве театрального композитора - написать музыку к спектаклю "Соловей" по сказкам Андерсена. С этого все и началось. От работы получал подлинное удовольствие. Куклы были ростовыми, актеры водили ими не прячась, в открытую, ширма на сцене отсутствовала. А мелодии мои восприняли очень хорошо и артисты, и маленькие зрители. Не испугали детей даже диссонансы. Переехав в другой город, без театра обходиться уже не мог. Стал сотрудничать с местным ТЮЗом. Кстати, недавно в Саратове проходил фестиваль детских театров "От А до Я", в котором участвовал и Волгоградский ТЮЗ. Привозил спектакль "Что такое этикет?" с моей музыкой. Саундтрек там хоть и демократичный, но разукрашен остротами, колкостями, современными созвучиями и гармониями. Детвора реагировала прекрасно. По-моему, ребята все услышали, все поняли.


Сергей Щукин, заслуженный артист России, художественный руководитель муниципального театра магии и фокусов "Самокат":


- Первое знакомство с театром произошло у меня в раннем детстве - родители сводили в ТЮЗ на "Аленький цветочек". Конечно, тогда ни о какой карьере артиста или режиссера не задумывался, хотя...


После факультета иностранных языков педагогического института трудиться по специальности не смог, манила сцена. Окончил театральное училище имени Щукина в Москве и отправился в путешествие по театрам: Сибирь, Тобольск, Вольский драматический. Наконец, решил, пора возвращаться в Саратов, создавать что-то свое, особенное. Три года ушло на то, чтобы получить все возможные, да, наверное, и невозможные, разрешения (требовалась даже резолюция Совета министров СССР). После длительных хождений по инстанциям горисполком все-таки дал добро, и в "столице Поволжья" появился первый муниципальный театр.


Вначале мы занимались исключительно драматическими постановками. Но спустя некоторое время в этих жанровых рамках нам стало скучно и тесно, захотелось чего-то нового, неизведанного. И тут я вспомнил о своем детском увлечении - магии и фокусах. Вплотную взялся за изучение литературы, пособий для иллюзионистов. Побывал в Москве на всесоюзном конкурсе фокусников. Постепенно узнавал секреты профессии. К тому же в Саратове встретил лилипутов, некогда ассистировавших самому Кио. Они подарили мне часть реквизита фокусника, рассказали массу интересных вещей. Но окончательно судьбу нашего театра решила моя поездка на стажировку в Америку. Выиграть грант помогло первое образование - знание английского. Два месяца работал в магических магазинах, в театрах фокусов, посещал магические фабрики, осваивал законы шоу-бизнеса, рекламы, американской индустрии развлечений (в США фокусы - изящное, безвредное хобби миллионов). Посчастливилось даже увидеть программу Дэвида Копперфилда. В общем, вернувшись домой, первым делом взялся за реорганизацию "Самоката". Мы стали единственным в России театром магии и фокусов.


Юрий Попов, народный артист СССР, солист театра оперы и балета:


- В детстве помню выступление солистов-гастролеров, опера мне уже тогда нравилась, была по душе. А с нашим театром познакомился, когда учился в Саратовской консерватории. Начинал с "Риголетто", "Кармен", "Князя Игоря", "Пиковой дамы". Всего же исполнил более 50 ведущих партий, работаю здесь уже 42 года. Сейчас готовим оперу Пуччини "Тоска". Буду петь барона Скарпиа.


Лариса Комиссарова, заслуженная артистка РФ, солистка оперетты:


- С детства знала, что попаду в оперетту. Недаром на кухне под Шмыгу пела, в детском саду Снегурочкой была. Да такой, что по другим садикам выступать возили. Первый раз поступала в театральный - не прошла. Попробовала осенью поступить в ТЮЗ на курс Киселева - опять не взяли. Требовались травести, а я тогда представляла собой весьма пухленькую девушку. Да и пластически не очень подходила, ведь там нужно или мальчиков играть, или лирических героинь, высоконьких, худеньких - такой стереотип. К тому же ростом не вышла. В общем, когда осознала, что актрисой не стану, пошла чертежницей в "Гипропромсельстрой". Буквально умирала со скуки, засыпала. Но поняла тогда: сидячая, застойная работа не для меня. И сейчас сидеть не могу, все делаю на лету, даже гримируюсь стоя. Шла я как-то устраиваться в строительный техникум имени Ленина на прораба, гляжу - сегодня последний день подачи заявлений в театральный. Дай, думаю, попробую в третий, последний, разик стать актрисой. И - о чудо! - взяли. Это при том, что стеснительная была до невозможности. Если с кем-то разговаривала, то покрывалась красными пятнами. Такой был комплекс социализма, заниженная самооценка, думала, все у меня не так: и плечи чересчур широкие, и ноги кривые.


Эльвира Данилина, заслуженная артистка России, актриса академдрамы:


- Прекрасно помню свой первый выход на сцену. Мы учились на втором курсе театрального училища у Григория Аредакова. И нас пригласили в массовку в спектакль "Тамада" играть гостей на свадьбе. Мне казалось, что музыка - божественная, свет - фантастический, люди, которые ходят по сцене и говорят текст, - все как на подбор милые и талантливые. После спектакля нас встречал весь курс, поздравляли. Столько радости! Как будто побывала в другом измерении, в сказке.


Игорь Баголей, заслуженный артист России, академический театр драмы имени Слонова:


- Школьные мои годы прошли в Воркуте. Волей судьбы после стрелкового спорта я попал во Дворец пионеров, в театральную студию "Веселый ветер". Кстати, студия эта стараниями ее художественного руководителя Иветты Шамрай существует до сих пор, а сегодня, 24 марта, у Иветты Дмитриевны день рождения. Мне она и привила любовь к театру, сразу задействовав в спектаклях, дав сложные роли. Как сейчас помню, играл штурмбанфюрера СС Конрада Вольфа в "Пятнадцатой весне" по Коростылеву. Мой герой прятал у себя дома еврейских детей, у него в душе происходила борьба гражданского долга с совестью, объемный был характер. Поступать в театральное училище вначале не собирался, но опять-таки Иветта Дмитриевна подтолкнула, увидела способности, талант, рекомендовала попробовать. Если говорить о первых театральных впечатлениях, то с детства запомнился спектакль заполярного


Воркутинского драмтеатра "Дети солнца". Уж не знаю, хорошо ли тогда играли актеры, плохо ли, но картинка, эмоции сохранились. Когда приехал в Саратов, пересмотрел, наверное, все спектакли в ТЮЗе, а к концу учебы на театральном (этот момент тоже никогда не забуду) вышел на сцену академдрамы в роли виконта Вольмона в "Опасных связях".


Любовь Воробьева, актриса театра драмы:


- Впервые с театром соприкоснулась еще в Пензе, откуда я родом. Нас с классом повели в областной театр драмы на "Сирано де Бержерака". Впечатления от спектакля, самой пьесы и игры актеров остались самые хорошие. Но испортил все последний эпизод. В заключительной сцене сверху начали падать кленовые листья - и весь зал, в том числе ребята из моего класса, захохотал. Причем сцена трагическая, у актеров слезы на глазах, а зрители хохочут. Над чем они смеялись? До сих пор не знаю. Когда пришла домой, помню, расплакалась. Призналась маме: "Как жалко артистов. Они играли, надрывались, а зал больше интересовали бумажные листочки".


Николай Дуксин, театр русской комедии:


- В юности неосознанно тянулся к театру, читал пьесы, увлекался драматургией. Когда служил в армии, как-то зашел в клуб, а там репетировали спектакль из нескольких одноактных пьес. Посмотрел: "Что-то вы, ребята, не то делаете". Начал советы дельные давать. Короче говоря, пришлось стать на время режиссером-постановщиком. Спектакль выпустил, всем понравилось. Потом пошел на оптико-механический завод, учился в электромеханическом техникуме, но все-таки с театром не расстался и после длительного перерыва поступил в студию при "Красном факеле" (в Новосибирске так называли академдраму). Где только затем не трудился, куда судьба не забрасывала. Только что, например, сложил с себя полномочия директора театра русской комедии. Понял - административная деятельность все же не для меня, я больше актер.


Валерий Райков, председатель Саратовского отделения СТД, директор ТЮЗа имени Киселева:


- В профессиональном плане с театром познакомился 23 года назад. Наиболее яркое впечатление оставило зарождение новой жизни - когда сцена еще пустая, ждет нового спектакля, и тут рабочие приносят декорации, начинают их устанавливать. Заполненное пространство растет и становится в итоге тем, что потом видит зритель. Время перехода от одной постановки к другой меня поразило. После я узнал, что и Юрий Киселев любил приходить в пустой зрительный зал, смотреть на сцену, где отдыхали декорации только что отыгранного спектакля. Очень хорошо его понял. Первое же знакомство в качестве зрителя с театром произошло тоже в ТЮЗе - в юные годы увидел "Четыре капли".


В Саратове театральная жизнь достойная, такую можно пожелать всем. Уверен, сегодня наш город - культурная столица Поволжья. Судите сами, 13 театров, постоянно рождаются премьеры, проходят фестивали, идет реставрация и ремонт учреждений культуры. Глядишь, в скором времени закончится наконец строительство нового здания ТЮЗа. По крайней мере уже работает малая сцена, на ней идет пять спектаклей. В 2003 году на День театра к нам приезжал председатель российского СТД Александр Калягин. Власть ему пообещала - быть в Саратове Дому актера. Думаю, он появится в самое ближайшее время.


Если говорить о СТД, то союз проводит массу вечеров памяти, творческие встречи. Находим возможность доплачивать из собственных средств по 150 руб. в месяц к пенсии неработающим ветеранам сцены. Немного, но все-таки. Таких пенсионеров в области около ста, еще десять человек получают московскую стипендию в 300 руб. Пользуясь случаем, обращаюсь к предпринимателям, бизнесменам - поддержите кумиров прошлых лет, будем благодарны.