Главная >> 5 >> 33

Людям остается ничего

31 марта исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина - ЗНАМЕНИТОГо СОВЕТСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА


Сергей Владимирович Ильюшин прожил долгую жизнь, ему было отпущено чуть более 30 000 дней. Всего месяца не хватило до 83 лет. И так удивительно сложилось, что его жизнь, можно сказать, совпала с историей отечественного авиастроения. Ведь начинал Ильюшин еще в 1910-м, когда в Петербурге рабочим нанялся на ипподром, чтобы превратить его в Комендантский аэродром - для Первого всероссийского праздника воздухоплавания. Это происходило через семь лет после того, как поднялся в небо первый самолет на планете. В празднике участвовало и самолетов. Из двух выпали летчики и разбились - парашютов тогда еще не было. И, как это ни покажется странным, Ильюшин именно в эти дни решил всерьез заняться авиацией.


Сегодня, спустя почти век, для президента Путина делают новый самолет, и это будет ИЛ-96 с воздушно-реактивными двигателями, созданный учениками Сергея Владимировича. Он был лауреатом Ленинской премии, лауреатом семи Государственных премий, трижды Героем Социалистического Труда. Конечно, Ильюшин попал под сталинский "наградной дождь", но в этих наградах есть и признание выдающейся роли Ильюшина в истории нашей страны.


Сегодня подобных конструкторов нет не только у нас, но и во всем мире. Потому что пришла другая эпоха. Раньше во главе процесса стоял человек со своей задумкой, творец, конструктор. Теперь процесс так усложнился, что возникла необходимость в менеджере-координаторе. И этот менеджер, человек, который знает "ничего обо всем", объединяет узких специалистов, знающих "все ни о чем". Конструкторы, такие как Ильюшин, Туполев, Антонов, - это были подлинные фанаты.


Я учился летать на планере в Коктебеле на горе Клементьева. Там, где Ильюшин испытывал в 20-х годах свою первую машину, тоже планер. Как рассказывали, из-за неправильной центровки пришлось впереди его планера укрепить кувалду, и в таком виде он и летал. А менеджеры - это совершенно другие люди. И этот процесс усложнения и интеграции характерен не только для авиастроения. Это происходит и в кораблестроении, и в автомобилестроении. И не только в России, но и на Западе.


К концу войны, когда появились штурмовики ИЛ-2 - может быть, лучшее творение Ильюшина, - наша авиация была одной из лучших в мире. Но со второй половины 60-х годов, во время правления Хрущева, которому была свойственна "ракетная эйфория", наметилось отставание. Хрущев считал, что у нас есть ракеты и бомбы, и для того чтобы быть первыми в мире, остается просто сделать побольше бомб и побольше ракет. Мы занялись тиражированием и надуванием щек. В результате теперь не знаем, куда девать устаревшее оружие, которое понаделали за десятилетия "холодной войны".


Ильюшин Хрущева не признавал. Некоторые полагали, что Ильюшин - человек сталинской эпохи и в этом главная причина его неприязни. Но дело было в том, что Ильюшин сумел разглядеть в происходящих событиях гибель отечественной авиации. Так, к сожалению, и получилось.


Мы прозевали процесс интеграции. Во время Великой Отечественной войны различные советские конструкторские бюро производили тысячи самолетов. К примеру, самолетов ИЛ было построено свыше 46 000. А уже пятнадцать лет назад крупные самолеты во всем мире производили всего семь фирм, среди них три - советские. Это конструкторские бюро Ильюшина, Туполева и Антонова. Несколько лет назад наши фирмы выбыли из этой борьбы. Потом остались всего три компании в мире. А потом лопнул "Конкорд", и сегодня лишь два гиганта во всем мире производят серийно крупные самолеты - американский "Боинг" и европейский "Эр Бас", который интегрирует усилия 16 фирм из многих стран.


Они каждый год производят по 300-350 самолетов, а мы за последние 15 лет не выпустили и 100. Нам места не осталось.


Некоторые считают, что все еще можно исправить. Я так не думаю. Ничего не будет. Пятнадцать лет ничего не происходит. Кадров нет. Старики уходят по возрасту. Молодые - от нищеты и безделья.


Я вспоминаю рассказ о том, как когда-то в 70-х невысокий старичок стоял в проходной ильюшинской фирмы и ждал пропуска. Когда принесли заявку на пропуск, женщина из бюро пропусков выкрикнула: "Как ваша фамилия?" "Ильюшин", - ответил старичок.


Так заканчивалась славная история нашей авиации. Когда-то его фамилию знал каждый мальчишка нашей страны. Спросите сегодняшних ребят, кто такой Ильюшин, не ответят. Самолеты, сделанные им, уже не летают. Что же осталось? Как говорится, "все остается людям", а все - это ничего. МН


***


ДОСЬЕ


СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬЮШИН родился 31 марта 1894 г. в деревне Дилялево Вологодской губернии в крестьянской семье. 1926 г. - окончил Военно-воздушную академию им. проф. Н.Е.Жуковского.


1931 г. - назначен начальником Центрального конструкторского бюро.


1935 - 1970 гг. - главный конструктор самолетов. 9 ФЕВРАЛЯ ±977 г. - скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.