Главная >> 5 >> 33

Браво, Оперный!

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая открылся в январе 1934 года музыкальным спектаклем "Айман-Шолпан" (либретто М. Ауэзова). Первый большой успех театра пришелся на дни Декады казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году. В 1941 году театру присвоено звание академического. К столетию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева театру оперы и балета присвоено его имя. В 2000 году завершена генеральная реконструкция театрального здания. Сегодня это крупнейший театр на евразийском пространстве. Прославленным мастерам казахской оперной и балетной сцены и молодым талантливым артистам, лауреатам многочисленных международных конкурсов рукоплескали в России, Украине, во Франции, Германии, Италии, Японии, Турции, Китае, Соединенных Штатах Америки, других странах мира. Многие спектакли Театра оперы и балета им. Абая вошли в золотой фонд отечественного музыкального искусства. Накануне юбилея интервью "Казахстанской правде" дал генеральный директор театра К. Г. УРАЗГАЛИЕВ.


- Куаныш Габидуллаевич, нынешний юбилей театра - поистине долгожданное событие в жизни нашей страны. И потому, что старинная традиция время от времени сопоставлять день сегодняшний и день вчерашний необходима и полезна, и потому, что возрождение театра после многолетнего перерыва наконец-то состоялось в полной мере. Вам как генеральному директору выпали нелегкие последние годы. Но вот теперь пришли праздничные дни... Что вы чувствуете, о чем думаете?


- Мне дорого, что это праздник для всех, прежде всего для наших аксакалов. Для Каукена Кенжетаева, Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегеновой, Розы Джамановой... Именно они продолжили начатое основателями театра: великой Куляш Байсеитовой, замечательными ее соратниками - Курманбеком Джандарбековым, Канабеком Байсеитовым, Анварбеком Умбетбаевым, братьями Абдуллиными. И не только продолжили, но и воспитали нынешнее поколение артистов, достойных и ответственных деятелей отечественного музыкального искусства. И, конечно, вместе с нами знаменательную дату - 70 лет со дня рождения Театра оперы и балета имени Абая - отметят зрители - наши восторженные поклонники и строгие критики. Особенно радостно, что встречаем мы наш семидесятый день рождения в прекрасном здании, реконструкция которого была завершена благодаря тому, что вся наша деятельность находится под постоянным патронатом Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.


Обратите внимание, мировой опере - 400 лет, казахскому оперному искусству всего-навсего 70. Но за эти годы отечественной композиторской школой - Брусиловским, Жубановым, Хамиди, Тулебаевым, Рахмадиевым - создан полноценный оперный репертуар, в высшей степени художественно представивший наш национальный менталитет, наше понимание мироздания и человека в нем. "Кыз Жибек", "Ер- Таргын", "Жалбыр", "Абай", "Биржан и Сара", "Камар сулу", оригинальные балеты... И эта отечественная музыка, блистательные либретто, написанные великолепными мастерами слова Габитом Мусреповым, Беимбетом Майлиным, Кажимом Джумалиевым, Мухтаром Ауэзовым, помогли полнокровно проявить свои таланты многим и многим казахским артистам.


- Расскажите, как сейчас идет работа над репертуарной афишей, что вы сохраняете из спектаклей прошлых лет, с какими премьерными представлениями познакомите зрителей в ближайшее время?


- Театр оперы и балета имени Абая с первых лет своего существования старательно переносил на свою сцену почти весь мировой оперный и балетный репертуар. "Кармен", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Демон", "Фауст", "Аида" - все эти спектакли столичные зрители увидели еще до начала Великой Отечественной войны. "Лебединое озеро" в репертуаре театра с 1938 года! Постановку "Жизели" в годы войны - кстати, первый спектакль в нынешнем здании театра состоялся 7 ноября 1941 года! - осуществила великая Галина Уланова, которая танцевала заглавную партию. Сейчас в репертуаре театра свыше двадцати оперных и пятнадцати балетных спектаклей. По традиции мы открываем и закрываем сезон, как и нынешний праздник, оперой Жубанова и Хамиди "Абай".


- Хранить наследство еще не значит ограничиваться наследством, как любили говорить древние философы. Эта неоспоримая истина, очевидно, в почете и в Театре имени Абая?


- Конечно. Это относится и к обновлению репертуара, и к работе с артистической молодежью. Юбилейный год мы отметили возвращением на сцену опер "Курмангазы" Жубановой, "Махамбет" Жуманиязова, "Ер-Таргын" Брусиловского. Не обижены и классики мировой оперы - восстановлены "Кармен", "Фауст" (спектакль с участием солистов Большого театра России в рамках юбилейной программы прошел на нашей сцене), "Пиковая дама". 2 апреля состоится премьера "Тоски" Пуччини; эта опера впервые прозвучит в Алматы. Начинается работа над оперой Рахмадиева "Аблай-хан", над балетами Алмаса Серкебаева "Аксак кулан" и Бейбута Дальденбаева "Принцесса любви". Опера "Аблай-хан" и балет "Принцесса любви" в нынешнем году отмечены Национальной премией "Байтерек". И в каждом репертуарном спектакле непременно представлены молодые артисты. Это люди, необыкновенно одаренные, получившие международное признание: Владимир Трегубенко, Жан Тапин, Талгат Мусабаев, Гульзат Даурбаева, Дина Хамзина. Они успешно продолжают традиции, участвуют в спектаклях наравне с маститыми Нуржамал Усенбаевой, Майрой Мухамедкызы, Бахытжаном Скаковым, Уланом Кенжебековым, Султаном Байсултановым, Любовью Дороховской, Лейлой Альпиевой, Куралай Саркытбаевой, Дмитрием Сушковым.- Наш театр хорошо известен и любим не только в Алматы. Поговорим о делах гастрольных и о том, как представлены солисты театра за пределами родной сцены.


- За последние годы наши спектакли посмотрели зрители российских городов - Астрахани, Екатеринбурга, Оренбурга, Твери, не говоря о том, что во всех Днях культуры Казахстана, где бы они ни проходили, непременно задействованы наши солисты. Они принимали участие в открытии и закрытии Года Казахстана в России, триумфально прошел концерт Алибека Днишева в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии; с не меньшим успехом оркестр театра под управлением выдающегося дирижера Рената Салаватова исполнил Пятую симфонию Шостаковича в консерватории. Мы постоянно встречаемся с жителями Астаны и областных городов Казахстана - Караганды, Павлодара, Петропавловска (здесь мы побывали дважды). Расставаясь с благодарным столичным и провинциальным зрителем, мы слышим не "До свидания!", а "Когда вы снова приедете?". Очень хотелось бы показать наши лучшие спектакли и в других городах страны, скажем, в Актау и Кызылорде. Мы получаем оттуда много писем, неоднократно обращались к акимам с просьбой поддержать наше желание встретиться с актаусцами и кызылординцами, готовы взять на себя существенную часть гастрольных расходов. Однако пока, к сожалению, все остается как было...


- И все-таки и солисты, и сам театр достаточно востребованы не только в Казахстане и России.


- Да, наши солисты поют и танцуют в Казани и Братиславе, Ташкенте и Париже, и хорошо, что распространенная международная практика постепенно обретает права гражданства и в нашем театральном доме. Из года в год Театр оперы и балета имени Абая с большой сердечностью принимают в Китайской Народной Республике. Через месяц в рамках Дней Алматы в Шанхае на сцене "Гранд-опера", уникального театрального сооружения, оборудованного по последнему слову техники, жители самого крупного китайского мегаполиса смогут посмотреть "Жизель" и "Лебединое озеро", услышат "Травиату".


- Куаныш Габидуллаевич, наверное, и на протяжении всего юбилейного марафона вас не оставляют размышления о том, что предстоит совершить. Что тревожит вас сегодня?


- Действительно, слово "тревожит" правильно передает мое состояние, когда я задумываюсь о перспективах отечественного музыкального искусства, следовательно, и о том, что будет с нашим театром, кто придет нам на смену, как продолжатся традиции. О наших многочисленных проблемах мне приходилось говорить неоднократно, так что сейчас обозначу их по возможности кратко. Начну с оперных голосов. На вокальном факультете консерватории - диктатура сопрано, но беда с драматическими баритонами и тенорами, оперными басами, с меццо-сопрано. Острая нужда в трубачах, валторнистах, исполнителях на ударных инструментах. Учащиеся хореографического факультета почти все девочки. Значит, скоро некому будет танцевать Принца в "Лебедином озере", Альберта в "Жизели", Гирея в "Бахчисарайском фонтане". Все еще не установлены разумно сроки ухода артистов на пенсию. Российские балерины получают право уйти на пенсию после пятнадцати лет работы на сцене. Наши же должны танцевать на четверть века дольше. И странно слышать советы на тему, что театр должен полностью сам себя обеспечивать. Сравните: самый недорогой билет в наш театр стоит чуть больше доллара, а на Западе - не менее пятидесяти. И спросите любого оперного директора, хоть в Ковент-Гардене, хоть в Ла Скала, во всем мире вам ответят: опера и балет не окупаются. А мы получаем деньги лишь на зарплату да на четверть затрат на коммунальные услуги. И все-таки больше заботят творческие проблемы. Необходимо вкладывать серьезные средства в молодых артистов. В нынешнем сезоне создана стажерская группа - 6 вокалистов, 15 танцовщиков. Очень нужны первоклассные оперные режиссеры. И не надо ничего жалеть, чтобы они были. Способную молодежь надо посылать учиться в Москву, Петербург, в Европу. Наша страна теперь может себе позволить жить не только сегодняшним днем, но и полномасштабно заботиться о будущем, которое наступит через 10-15 лет.


- Несмотря на "непраздничные" деловые интонации, возникшие по ходу нашего разговора, вряд ли можно вас заподозрить в потере оптимистического взгляда на жизнь, в том числе и на вашу работу в Театре оперы и балета имени Абая?


- Иногда, если в театре в эти часы нет спектакля, не идет репетиция, я смотрю на портреты наших корифеев и мастеров: они - перед дверьми в зрительный зал, и меж нами возникает долгий безмолвный разговор. Я чувствую себя человеком, которому выпало огромное счастье отвечать за все, что происходит в театре, общаться с сотнями замечательных, бесконечно преданных классическому искусству людей: артистами, дирижерами, концертмейстерами, хормейстерами и балетмейстерами, композиторами, хореографами, авторами оперных и балетных либретто, многочисленными тружениками вспомогательных цехов и служб. Я горжусь оказанной мне честью, радуюсь любому успеху театра. И как не радоваться, когда слышишь, к примеру, идущие от сердца слова Татьяны Горбуновой - примадонны Большого театра России (недавно артистка вновь пела на нашей сцене партию Кармен): "Боже мой! Какая уникальная труппа! Как она окрепла, как поднялась, как велик нынче ее творческий потенциал!". Уверен, у нашего театра большое будущее, в его повседневной жизни (здесь к месту самые высокие слова) чувствуются сегодняшние успехи всей нашей страны. Мы живем с вдохновением, стремимся и в дальнейшем являться флагманом музыкального искусства Казахстана.