Главная >> 5 >> 33

МАГИЯ ЕСЕНИНСКИХ СТИХОВ

Пожалуй, трудно найти человека, который в детстве или юности не увлекался бы лирикой Есенина - завораживающей, самобытной, удивительно глубокой как в поэтическом, так и в жизненном плане, многогранной, позволяющей всякий раз открывать для себя заново поистине великого Поэта


В Салоне русского романса 8 октября проходил литературный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Сергея Есенина. Казалось, сама атмосфера праздника была под стать тому времени, в которое довелось жить и творить поэту с душою странника: тут говорили и даже спорили о настоящей поэзии, о литературе и ее истинном назначении - служить обществу, формировать мировоззрение читателя.


- Обратите внимание: здесь особый, есенинский дух, - сказала вполголоса хозяйка Салона Нина Красовская.


И действительно, создавалось впечатление, что именно сейчас, когда зрители с нетерпением ожидают концерта, откроется дверь и войдет Он - поэт с непростой судьбой, исстрадавшийся, но всеми любимый: так сильна оказалась магия есенинских строк:


Не жалею, не зову, не плачу,


Все пройдет, как с белых яблонь дым.


Увяданья золотом охваченный,


Я не буду больше молодым


Стену украшал портрет Сергея Есенина, в котором завораживали проникновенный взгляд и вместе с тем отрешенность, свойственная натурам увлеченным, одержимым.


И вот с первыми аккордами, когда под руками Владимира Ефимова ожили клавиши фортепиано, в воображении зрителей стали возникать образы: просторы "березового края", необъятной есенинской Руси, где "хаты в ризах, образа", а девушки стройны, как березки. Любовь, страсть, обреченность и, как печальный итог, "сердце, тронутое холодком" и та, что "отоснилась навсегда", но в воспоминаниях поэта осталась по-прежнему близкой


Строки, написанные сердцем, пели и читали с такой любовью, что казалось, словно на дворе не наш торопливый век, а тот, минувший. И дополнял эти ассоциации интерьер литературной гостиной: старинная скатерть на маленьком столике, резные подсвечники, скромные букетики цветов, украшающих просторный зал. Нельзя было не заметить и прекрасных женщин - под стать есенинским - они красиво пели, читали стихи - словом, вполне могли бы покорить сердце Поэта. Персидские мотивы в атмосферу вечера внесла юная танцовщица Алла Абдрашитова из Школы восточного танца Натальи Масленниковой, а поэтесса Нина Красовская прочла несколько есенинских стихотворений, посвященных женской красоте.


Переложенное на музыку стихотворение "Руки милой - пара лебедей" в исполнении Владимира Ефимова звучало настолько красиво, что зал в волнении замер. Чарующе звучал и другой голос: Геннадий Тимофеев из ансамбля "Ретро" неторопливо выводил не менее известную песню на стихи Есенина "Клен ты мой опавший". Галина Донец под аккомпанемент Натальи Кузнецовой исполнила старинные русские романсы, популярные в пору есенинской юности.


Но вечер получился бы неполным без лекции о жизни и творчестве поэта. Об этом зрителям рассказала литературовед Ирина Михайловна Строенская. Новые образы встают в воображении слушателей: босоногое детство русоволосого мальчика Сережи, который воспитывался у деда-старообрядца. Деревенское раздолье, которое в 1912 году сменили картины городского пейзажа: отец, работавший приказчиком, забрал сына к себе в Москву. Но торговать мясом Сергей так и не научился и вскоре устроился в типографию Сытина. Одновременно юноша обучался в народном университете Шанявского на историко-философском отделении. И конечно же, писал стихи - волнующие, удивительно красивые


Признание пришло к поэту быстро, и уже в 1915 году о нем пишет статью Зинаида Гиппиус. Есенина приглашают на вечера поэзии. Начинается новая, доселе неведомая жизнь, в которой находилось место не только творчеству, но и мирским радостям, к которым так стремится каждый человек. Пылкое чувство к красавице актрисе Зинаиде Райх, рождение детей и, как неизбежность - новая страсть, дающая возможность продолжить лирический цикл стихов


Удивительная и трагическая судьба, яркая жизнь, оборвавшаяся во цвете лет - таков Сергей Есенин, по праву названный современниками духовным преемником Пушкина