На днях исполняется 100 лет со дня рождения крупного государственного деятеля, который возглавлял рыбную промышленность нашей страны с 1940 по 1979 гг.
Его роль в управлении рыбной отраслью всегда была крупномасштабной, ощутимой и в большей степени определяющей. Организация структуры ее управления, техническое оснащение и постоянное перевооружение флота и предприятий, создание принципиально новых технологий и методов добычи рыбы, а также условий для широкой поставки ее потребителям, внешнеполитических связей в области рыболовства - заслуга А. А. Ишкова.
Трудовой путь Александра Акимовича - отражение этапов становления и развития этой важной отрасли народного хозяйства. В 1930 году он был направлен на работу в систему рыболовецких колхозов Ростовской области и Краснодарского края. Девятью годами позже А. А. Ишков управляет Волго-Каспийским госрыбтрестом.
А в 1940-м он становится наркомом рыбной промышленности СССР. С тех пор до ухода в 1979 году на заслуженный отдых Александр Акимович был признанным лидером отрасли, как бы она ни называлась позже: Министерство рыбной промышленности, Главное управление РХ при Госплане, Государственный комитет по рыбному хозяйству, МРХ.
В тот предвоенный год отрасль добывала 1, 3 миллиона тонн рыбы и морепродуктов, из них 60 % - во внутренних водоемах. 90 процентов рыбопродукции выпускалось в соленом и вяленом виде. Увы, в 1941 году поступательный ход развития рыбного хозяйства прервала Великая Отечественная война. Южный, западный, северный промысловые районы превратились в театр военных действий. Именно на эти тяжелые годы и приходится становление А.А. Ишкова как наркома. Большое значение стали обретать сибирские и дальневосточные рыбопромысловые регионы, которые увеличили добычу в 2 - 3 раза. Это был подвиг рыбаков страны и их вклад в победу над коварным врагом.
Сразу же после окончания войны отрасль под руководством А. А. Ишкова взялась за труднейшее дело - создание качественно нового рыбного хозяйства на основе современных научных и технических принципов организации производства. В первую очередь оно было направлено на освоение ресурсов Мирового океана, для чего требовался куда более совершенный промысловый флот. И началось к концу сороковых годов массовое строительство в ГДР среднетоннажных траулеров. В 1954 году на верфи Германии был построен первый БМРТ с кормовым тралением, а через пару лет большие морозильные траулеры стали сходить и со стапелей СССР. Это была поистине революция в промысловом судостроении, давшая "зеленую улицу" новой эпохе в рыболовстве, когда улов стали обрабатывать прямо в море, а на берег доставлять готовую продукцию. Создается мощный крупнотоннажный транспортно- рефрижераторный флот, строятся плавбазы.
Год за годом промысел охватывает весь Мировой океан. Советский рыболовный флот работает уже на всех его широтах от Арктики до Антарктики. Начали осваивать ресурсы Большой Ньюфаундлендской банки, прибрежных вод Западной Африки, шельфы Ирландии, Аргентины и Уругвая, Северное море, атлантический сектор Антарктиды, острова Южная Георгия, Кергелен, банки открытых вод Атлантики, берега Австралии и Новой Зеландии и другие. В 1979 году промысловый флот насчитывал более 40000 вымпелов, а вылов рыбы с 375 тысяч тонн в 1940 году вырос до 8 миллионов 350 тысяч. А в 1986-м добыт рекордный улов - 11, 3 млн. т. В результате было обеспечено потребление рыбопродуктов на душу населения по Российской Федерации - 23, 2 килограмма. В эти годы рыбные товары продавались в стране повсеместно, бесперебойно и по вполне доступным ценам. Так, 1 кг трески стоил 47 - 53 коп., сельдь среднего посола - 92, трехграммовая мелочь - 11. А. А. Ишков для того, чтобы довести выпускаемую отраслью продукцию до широких слоев потребителей, не побоялся взвалить на себя ответственность за оптовую торговлю рыботоварами, избавив от этого Минторг СССР.
Быстрому увеличению продуктивности океанического рыболовства в значительной степени способствовал тот факт, что оно развивалось на научной основе. На всех бассейнах работали НИИ океанографии, которые вели исследования в Мировом океане. В распоряжении ученых были целые флотилии экспедиционных судов, плавучие лаборатории, батискафы, гидростаты, батипланы, гидроакустическое, радиолокационное и электронно-счетное оборудование.
При таких темпах роста рыбная промышленность испытывала необходимость в пополнении кадров за счет квалифицированных специалистов. И эта задача оказалась разрешимой: в отрасли были созданы пять вузов и тридцать средних учебных заведений. Практически работники всей отрасли занимались повышением уровня подготовки. Научно-технический прогресс в рыбной промышленности коренным образом видоизменил характер труда во многих звеньях хозяйства.
Во всех начинаниях А. А. Ишкова ярко выделяется социальная направленность осуществляемых мер. Изменилось и отношение рыбаков к своей нелегкой, но почетной и мужественной профессии. В знак высокого всенародного уважения к труду пахарей моря в 1965 году был узаконен профессиональный праздник - День рыбака.
Велика заслуга Александра Акимовича в развитии международных связей в области рыболовства. Отрасль имела двусторонние межправительственные соглашения с 46-ю странами, участвовала в двенадцати международных конвенциях и соглашениях во всех регионах Мирового океана. Большое внимание уделял министр и органам рыбоохраны, которые входили в систему МРХ. Усилена была работа по сохранению и воспроизводству сырьевой базы рыболовства. Введено в эксплуатацию 163 рыбоводных предприятия и 13 станций, ежегодный объем производства которых составлял 10 миллиардов штук молоди и личинок ценных пород рыб.
Такое крупномасштабное дело не под силу одному человеку, как бы талантлив и работоспособен он ни был. Его может осуществить только армия подчиненных ему командиров разного уровня. А. А. Ишков доверял людям, верил в их способности. Кроме того, он обладал умением находить умных, способных и энергичных. За десятилетия руководства отраслью при этом министре сложилась единая высокопрофессиональная команда управленцев, слаженный и дружный аппарат министерства.
Немало было в России талантливых людей, отдавших жизнь флоту, морю, однако статус великой морской державы наша страна приобрела во многом благодаря сильной воле, богатой интуиции и организаторским способностям Александра Акимовича Ишкова и его сподвижникам. Его труд был высоко оценен государством: министр рыбного хозяйства был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден восемью орденами, в том числе пятью орденами Ленина, и многими медалями. Он был представлен к государственным наградам Чили, Перу, Болгарии. Весь жизненный путь Ишкова - наглядный пример беззаветного служения своему Отечеству, народу. Завершился он 1 июня 1988 года, министр похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Я уверен, что, будь он сейчас на своем посту, не оставил бы ветеранов-рыбаков в беде, отдавших отрасли по 30 - 50 лет. Им, пахарям морей, океанов от Арктики до Антарктиды, Александр Акимович обязательно обеспечил бы заслуженную по труду спокойную старость.
Георгий ГУРИНОВИЧ, директор музея ОАО "Архангельский траловый флот".