Главная >> 5 >> 33

СЕГОДНЯ - ДЕНЬ ВВС

ВАМ ВЗЛЕТ!


Сергей ЕЩЕНКО (фото), Килпъявр


Они первыми в стране в свое время освоили уникальный истребитель-перехватчик Су-27. Первыми отрабатывали перехват стратегической авиации тогдашнего вероятного противника над акваторией Баренцева моря и приемы уничтожения крылатых ракет, сажали машины на ледовый аэродром Земли Франца-Иосифа... Много чего делали первыми пилоты, служащие в Килпъявре. Да, это уже история. Но не та история, которая пылится в архиве, а та, которая переплавляется в традиции гвардейского Виленского ордена Кутузова истребительного авиационного полка.


Годы реформ были тяжелыми для Вооруженных сил- и для летчиков, конечно, тоже. Шли кадровые сокращения, старели самолеты, керосина для полетов поступало в обрез... Но сегодня командир полка гвардии полковник Владимир Третьяков считает, что День ВВС и 65-летие со дня сформирования части личный состав встречает достойными результатами. Авиаторы справились с задачами боевого дежурства, которое проходит в непростой обстановке: практически ежедневно силы приводятся в готовность к взлету для пресечения возможного нарушения воздушной государственной границы. И самое главное - полк готов к выполнению боевых задач.


Он не только сохранил опытных пилотов, но и сделал значительный шаг вперед в деле подготовки молодых. А для этого необходимо, чтобы они не сидели на земле. Нынче уже нет проблем с топливом, в часть начали поступать авиадвигатели для замены выработавших ресурс. Восемь пилотов, отправленных на переподготовку в учебный центр, налетали там по 80 часов, что по нынешним меркам весьма приличный показатель. Гвардии майоры Судник и Поляков готовятся стать летчиками первого класса, гвардии майор Мирослав Корольков сдал на второй.В сентябре после выполнения стрельб по воздушным мишеням пятеро молодых офицеров наденут на свои мундиры знаки летчиков третьего класса. Короче говоря, растут люди, нарабатывают мастерство.


Среди тех, кто, несмотря на молодость, уже сегодня уверенно стоит на крыле, заместитель командира полка по воспитательной работе Алексей Савенко назвал командира звена гвардии майора Сергея Николаева.


Он - продолжатель династии. Его отец, Иван Николаев, два года пилотом вертолета воевал в Афганистане, дважды был сбит, отстреливаясь, получил несколько ранений, затем выздоровел и вновь вернулся в строй. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Уходя на пенсию, имел налет в пять тысяч часов...


С 13 лет и Сергей приобщился к небу, совершив первый прыжок с парашютом. Сегодня у него, кандидата в мастера спорта, таких прыжков далеко за пятьсот. Будут у него и новые прыжки, и звания, и, главное, полеты.


А вот у гвардии подполковника Алексея Савенко служба близится к завершению. В 47 лет он увольняется в запас с выслугой в 46 лет и налетом в 1300 часов на перехватчиках. В послужном списке - шесть стрельб по крылатым ракетам. Первый класс он получил еще старшим лейтенантом: тогда молодым удавалось летать не в пример больше, чем нынче.


Кстати, о выслуге. Забавный случай произошел с тестем Савенко, бывшим начальником боевой подготовки авиации Войск ПВО генерал-майором Анатолием Будниковым. Когда он, уволившись в запас, становился в Ростове-на-Дону на учет для получения жилой площади, молодая служащая, просмотрев документы, укорила: "Как вам не стыдно обманывать государство! Ну откуда у вас в 53 года выслуга 56 лет?!" Невдомек было девушке, что у летчиков год идет за два... Да, с одной стороны, забавно. Но с другой, грустно - не перестали ли мы часом осознавать, сколь опасен ежедневный труд людей с крылышками в голубых петлицах?


День ВВС - праздник не только пилотов. Ведь на каждого из них в полку приходится три-четыре представителя инженерно-авиационной службы. К примеру, самолет к вылету готовят 12 человек. Среди тех, кто делает это и в дождь, и в пургу, - капитан Евгений Доваль, старший лейтенант Максим Вдовкин, лейтенант Алексей Арчаков, которых довелось встретить на стоянке самолетов.


- Победа в воздухе куется на земле. Кроме всего прочего, мы расписываемся за жизнь летчика. И этим все сказано, - говорит о своей работе Евгений Доваль.


Вспомнив кинофильм "В бой идут одни старики" , где техник самолета украдкой крестил своего командира, я спросил у капитана, есть ли у них свои суеверия и приметы.


- Когда машина на взлет, мы хлопаем ладонью по законцовке крыла. Это обязательный ритуал, - ответил он.


- Да я с места не тронусь, пока не увижу, что техник шлепнул по крылу ладонью, - подтвердил Сергей Николаев. - А после полета проведу разбор со всеми, кто готовил самолет. У нас мелочей в этом деле не бывает.


Среди тех, кто держит боевые машины в постоянной готовности, и недавний выпускник училища лейтенант Валерий Сахацкий. Сын летчика, кстати, - но по стопам, как говорится, не пошел. Почему? Валерий, не таясь, ответил: "Отец сказал, что я не родился летчиком. А с авиацией все равно буду рядом".


Что ж, парень пришел с хорошим настроем честно служить, и это радует.


Истребитель-перехватчик Су-27 - самолет уникальный. Скажем, если в бортовой компьютер ввести данные восьми разных аэродромов, то автопилот приведет машину на любой из них - до высоты 15 метров, когда за дело уже возьмется летчик. И тем не менее без наземных служб радиотехнического обеспечения пилотам не обойтись.


Те, кто бывал на аэродромах, наверняка обращали внимание на ажурные антенны, расположенные прямо на летном поле. Это радионавигационные системы посадки, которые обеспечивают полет по заданному курсу и глиссаде снижения. Особенно важна их помощь в непогоду, когда пилот едва видит крылья собственной машины, - истребитель, снижаясь, летит как бы по лучу.


Эту и много другой техники обслуживают воины отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения, которым командует подполковник Василий Ковтун. На вооружении части - приводные и радиолокационные станции, системы ближней навигации, светотехническое оборудование аэродрома, прожекторные станции - все то, без чего не обеспечить безопасность полетов. И между прочим, эта часть среди коллег занимает первое место в армии ВВС. В этом успехе большая заслуга капитана Вадима Андрианова, прапорщика Андрея Меркулова. Но не забыть бы и про заслугу женщин! Она более сорока процентов - столько здесь военнослужащих прекрасного пола. В основном это, конечно, жены офицеров и прапорщиков, проходящих службу в Килпъявре.


Современная техника такова, что в принципе летчику при перехвате цели нужно взлететь и, осуществив захват цели, в нужный момент нажать кнопку "пуск". Необходимая информация на борт самолета поступает из центра боевого управления, которым командует подполковник Виктор Потребич. Этот же центр обеспечивает необходимыми данными командира полка, офицеров боевого управления и летчика в кабине истребителя перехватчика, выдавая в автоматическом режиме курс и высоту полета, дальность до цели.


Для стороннего глаза неприметный, а на самом деле масштабный и очень сложный организм - авиационно-техническая база. Руководит им подполковник Вадим Языков. От обеспечения полетов до обустройства детских площадок у жилых домов, от охраны самолетов до снабжения домов теплом, водой и электричеством - впрочем, не перечислить всего, что лежит на его плечах. Не случайно его рабочий день официально длится с 7. 30 до 20. 30. Это если нет вводных и погода не заставляет находиться на аэродроме, следя за подготовкой взлетной полосы.


Впрочем, какая в Заполярье погода? Точнее сказать - непогода... Аэродромная рота, которой командует капитан Роман Кривов, зимой очищает от снега огромную территорию - взлетную полосу, рулежные дорожки, стоянки самолетов и прочее и прочее. Бывает, белые валы вдоль той самой полосы становятся выше снегоуборочных машин, а солдаты не вылезают из-за баранок по двое суток.


А ответственность? Камешек, попавший в воздухозаборник двигателя, может привести к катастрофе. Потому перед полетами по всей сорокаметровой ширине полосы солдаты выстраиваются в шеренгу и проверяют трехкилометровую бетонку, собирая камешки в сумки.


Авиационный гарнизон - это единый организм, нацеленный на защиту воздушной границы России. И организм весьма сложный. Очень многие специалисты работают для того, чтобы пилоты ежедневно поднимались в воздух. Не будем забывать об этом, видя высоко в синем небе узкий белый шлейф - инверсионный след летящего на задание самолета.


Под конец же вернусь к приметам, обычаям, бытующим в Килпъявре. У летчиков, как и у представителей других рисковых профессий, таких примет немало. В полку нет ни 13-й стоянки самолетов, ни боевой машины с таким номером. Летчики не фотографируются перед вылетом, не говорят "последний вылет" - только "крайний" , не поднимаются в воздух в день рождения, и в строевой части пилоту никогда не выдадут перед полетами отпускной билет или командировочное предписание.


А за праздничным столом есть у них третий традиционный тост - "За безопасность". Это ритуал. Старший по возрасту произносит: "Контакт!" - самый молодой отвечает: "Есть контакт!" Пилоты стоя прислоняют рюмки к деревянной столешнице. Затем следует новая команда: "От винта!" - "Есть от винта!" - и после слов "Будем жить!" стопки подносят к губам. Не чокаясь.


... За вас, друзья. От винта! Будьте живы!