Главная >> 5 >> 33

АРТИСТ ПО ИМЕНИ ЕФИМ

25 МАРТА 1956 ГОДА РОДИЛСЯ МАЛЬЧИК, КОТОРОГО НАЗВАЛИ НАХИМ. КОГДА ОН ПОШЕЛ В ШКОЛУ, ТО ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, КЕМ СТАНЕТ В БУДУЩЕМ. СЕГОДНЯ ЖЕ ИМЯ ЛАУРЕАТА ВСЕСОЮЗНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСОВ АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ ЕФИМА ШИФРИНА ХОРОШО ЗНАКОМО ВСЕМ. УЖЕ МНОГО ЛЕТ ОН ЗВОНИТ СВОЕЙ ДЕВУШКЕ ЛЮСЕ, РАДУЕТ НАС ДРУГИМИ ВЕСЕЛЫМИ РАССКАЗАМИ И МИНИАТЮРАМИ, ПОЕТ ПЕСНИ, ИГРАЕТ В ТЕАТРЕ И ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЕТ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НА СЦЕНЕ


- Ефим, почему вы избрали профессию артиста-юмориста?


- Скорее всего, это профессия выбрала меня. Родился я на Колыме, и все мое детство прошло в таежном поселке Сусуман Магаданской области, а там юмор для детей и для взрослых был единственным витамином. Счастливого, лучезарного детства мне просто не досталось. Десяти лет от роду я был перевезен в Латвию, в г. Юрмалу, где и окончил среднюю школу. После чего поступил в Рижский университет на филологический факультет. По вечерам начал участвовать в художественной самодеятельности и в какой-то момент понял, что сцена - это мое призвание. После первого курса ушел из университета и поехал в Москву учиться на артиста. Сначала это было Государственное училище циркового и эстрадного искусства, после окончания которого я пошел работать в Москонцерт. Но моя учеба на этом не закончилась. Поступил в ГИТИС на факультет эстрадной режиссуры и благополучно окончил его в 1985 году. Так что в профессию я вошел с двумя дипломами.


- А как родители отнеслись к вашему решению стать артистом?


- Я - поздний ребенок, а это совсем особая категория детей, когда твоих родителей окружающие принимают за дедушку и бабушку. Мама произвела меня на свет, когда ей был 41 год, а папе - 46. Но ценности, которыми они смогли поделиться со мной, оказались куда более вечного свойства, чем могли бы предложить своим детям юные родители. В обиходе это называется. духовность и мудрость. Моего отца арестовали в 1938 году, и семнадцать лет он прожил на Крайнем Севере, сначала как политический заключенный (до 1948 года), а затем как освободившийся, но не имеющий права выехать. После нашего переезда в Юрмалу отец стал работать начальником отдела чулочной фабрики "Аврора", а мама всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Но натурой она была творческой, когда ей было уже пятьдесят лет, еще живя на Колыме, пошла учиться в музыкальную школу, куда затем определила меня и моего старшего брата Элика. Кстати, он в дальнейшем окончил Московскую консерваторию, стал музыкантом, живет сейчас в Израиле. Родители не осуждали моего выбора, но и не могли понять моей росшей на глазах популярности. Мама однажды после концерта сказала: "Фима, как ты сумел запомнить столько глупостей?".


- Долгое время Ефим Шифрин считался артистом только разговорного жанра, но потом решил запеть. Почему?


- Запеть я решил не вдруг, а просто продолжил, ведь пел и танцевал я всегда: и в школе, и в самодеятельности, и в училище. Все это арсенал нашей профессии, главный атрибут, к сожалению, многими забытый. Ведь если Константин Райкин применяет в своем творчестве танцы, то почему я не могу петь. В своих моноспектаклях я всегда старался вести диалог со зрителем, по-дружески беседую с теми, кто приходит на мои концерты. А как бывает в компании друзей? Серьезные разговоры перемежаются шутками, песнями и танцами. Да и вообще, все люди поют, просто многие этого не замечают, и даже жалко, что большинство людей стесняется петь. А вот когда меня называют сатириком, я просто съеживаюсь. Я всегда хотел быть всем сразу: и певцом, и драматическим актером, и телеведущим - и все это есть в моем творческом багаже. И меня совершенно не унизило бы, если бы я стал клоуном.


- Кем же вы себя считаете в большей степени?


- В моей трудовой книжке в графе "специальность" написано "артист", и я хочу быть именно им и владеть профессией в полном объеме.


- Есть ли у вас кумиры?


- По большому счету нет. Если артист старается походить на кого-то из коллег, то это уже не артист. У меня просто есть ориентир, который, как Вифлеемская звезда, маячит где-то очень далеко. Это Аркадий Райкин. Я ведь в детстве жил в Юрмале, где Райкин отдыхал почти каждое лето. На него можно было посмотреть из-за забора, когда он прогуливался вдоль залива, или встретить на симфоническом концерте. Это единственный человек, в чей след, оставленный на мокром песке Рижского залива, мне хотелось бы ступить.


- Говорят, что все юмористы в жизни ужасно мрачные личности. Вы так о себе не думаете?


- Нет. Я очень даже славный.Я, конечно, не веселюсь без устали, но когда есть причина, в подобном удовольствии себе не отказываю. Особенно энергичен и жизнелюбив бываю по утрам, ведь я - жаворонок. А вот сумеречное время, после шести-семи вечера, меня вгоняет в мрачное настроение. Но всегда стараюсь его прогонять, ведь в это время как раз проходят концерты, встречи с любимыми зрителями.


- С кем из авторов вы предпочитаете сотрудничать?


- У меня уже сложился постоянный круг авторов. В основном исполняю монологи и миниатюры Виктора Коклюшкина, Льва Новоженова, Семена Альтова. Время от времени извлекаю на свет произведения Михаила Жванецкого, некоторых других авторов.


- Ефим, а когда к вам пришла идея отмечать день рождения на сцене?


- День рождения накладывает определенный отпечаток на каждого человека. Это некая веха в жизни, но все же дата довольно условная. Ведь не появляются у нас после каждого прожитого года кольца, как у деревьев. Поэтому, чтобы как-то запомнить свои дни рождения, я решил отмечать их на сцене новыми эстрадными шоу, спектаклями. Впервые это произошло в 1993 году, и все эти годы мы старались не повторяться. Были бенефисы на морскую и спортивную темы, посвященные интернету и карточным играм. На этот раз мы поговорим о населении.


- А какие черты вам больше всего нравятся в людях?


- Мне очень симпатичны люди, в которых я чувствую оптимизм, от которых исходит чувство уверенности.


- День рождения - это прежде всего подарки. Можете ли припомнить самый удивительный подарок в вашей жизни?


- Такой подарок преподнес мне как-то Михаил Жванецкий. Когда он вышел на сцену с огромной книгой, я подумал, что это - самое полное собрание его сочинений. На самом деле внутри книги прятались две бутылки отменного коньяка. А вообще, самый лучший подарок для артиста, когда в зале на его концерте или спектакле нет свободных мест.


- А к спорту как относитесь?


- Можно сказать, что моя профессия - это и есть спорт. Ведь когда тяжелоатлет сосредоточенно смотрит на штангу перед решающим рывком, я перед очередным выходом к зрителю вспоминаю каждый свой концерт. Помимо этого, когда у меня есть время, стараюсь посещать спортзал, заниматься на тренажерах. Я считаю просто отвратительным, когда артист после трехминутного монолога на сцене оказывается в мокрой рубашке или когда после небольшого танца начинает задыхаться.


- А что не нравится Ефиму Шифрину в артисте Шифрине?


- Много чего, у меня к себе много претензий. Как и раньше, жалуюсь на свою зависимость от чужого мнения, на свою вечную лояльность ко всему, к тому же я не ощущаю себя бойцом в житейских вопросах. А еще я могу выспрашивать мнение о моем концерте у всех - от уборщицы до вахтера, мне это всегда очень важно. Такая вот зависимость...


- Какое ваше самое любимое время года?


- Весна, переходящая в лето, но сильно переходящая.


- Главный праздник для юмористов - 1 апреля. А кокой розыгрыш вы считаете главным в вашей жизни?


- То, что я родился. Этого могло не быть, но все же случилось. И этот розыгрыш длится уже 48 лет...