Главная >> 5 >> 33

Счастье быть сказочником

2 апреля - 200 лет со дня рождения знаменитого писателя Х.К. Андерсена - отмечается еще и как Международный день детской книги.


Инициатором проведения этого праздника стала выдающаяся деятельница мировой детской литературы, немецкая писательница Йелла Лепман. В 1953 году она предложила учредить "маленькую Нобелевскую премию" по детской литературе - Международную премию Х.К. Андерсена. Раз в два года Международный совет по детской книге вручает ее лучшим детским писателям и художникам всего мира.


Первым лауреатом стала в 1956 году английская сказочница Элинор Фарджон, известная в России по переводам сказок "Хочу Луну", "Седьмая принцесса". В1958 году премия была присуждена шведской писательнице Асгрид Линдгрен. Русскоязычному читателю знакомо творчество других андерсеновских лауреатов - немецких писателей Эриха Кестнера и Джеймса Крюсса, итальянца Джанни Родари, Богумила Ржиги из Чехословакии, австрийской писательницы Кристине Нестлингер. Из наших соотечественников за все время существования Международной золотой медали Х.К. Андерсена высокой награды была удостоена только художница Татьяна Маврина.


Ханса Кристиана Андерсена по праву называют гением сказки. Родился писатель в 1805 году в провинциальном городе Оденсе на острове Фюн в семье башмачника и прачки. "Счастье пришло ко мне в образе Музы, одарившей меня богатством сказок", - признавался писатель. Помимо ста семидесяти сказок и историй самый известный датчанин является автором огромного числа стихотворений, пяти романов и повести "Счастливчик Пер", пяти книг путевых очерков, свыше двадцати пьес, его перу принадлежат мемуары "Сказка моей жизни", дневники и обширная переписка. Но лишь сказки пережили его самого.


Никто не мог в коротких сказках создать столько глубоких образов, сколько сотворил король сказки Ханс Кристиан Андерсен. Тропки, проторенные им на неизвестных землях, превратили в дороги Антуан де Сент-Экзюпери и Ричард Бах, Мамин-Сибиряк и Гаршин, Шварц и Линдгрен, Янсон и Ален Милн и многие-многие другие. Но Андерсен - первооткрыватель поэтической сказки, Колумб всемирного океана детства.


С точки зрения обывателя Андерсен был болезненно чутким. Для человека нетворческого подобная чуткость может обернуться гибелью. Творчество помогало писателю трансформировать обиды в образ, сконцентрировать в сказке, пьесе или стихотворении накопленную боль и тем самым победить ее. Андерсену часто казалось, что его преследуют, обижают, готовят очередной литературный заговор, завидуют, наконец. И он направлял огромные силы на борьбу с невидимой опасностью. Такова была природа его таланта. Сама возможность появления беды творила чудо: образ опасности преследовал воображение поэта, и силы для отражения ее были начеку. Он, например, так боялся пожара, что везде возил с собой веревку, чтобы спуститься с высокого этажа. Благодаря такому складу характера Андерсен постоянно пребывал в воображаемом мире, который и позволял ему творить свои невероятные произведения, где вещи приобретали человеческие, нередко гротескные черты.


Великий сказочник много раз выезжал за границу, но так и не побывал в России, хотя мечтал об этом всю жизнь. Он высоко ценил русскую литературу, называя ее "цветущей". В коллекции автографов, которые он собирал всю жизнь, были и поэтические строчки Александра Сергеевича Пушкина. Андерсен ответил: "Всемирно знаменитая рукопись Пушкина - для меня сокровище".


На русских писателей творчество Андерсена оказало огромное влияние.Его считали своим учителем, например, В.М. Гаршин, автор "Лягушки-путешественницы", и Мамин-Сибиряк, автор "Аленушкиных сказок". Великолепно знал творчество Андерсена и обладающий строгим аристократическим вкусом Александр Блок. Поражает запись в его дневнике от 20 ноября 1917 года: "Я давно уже не читаю ничего, кроме него". Свою любовь к Андерсену поэтесса Марина Цветаева передала дочери. Аля Цветаева каждый день молилась: "Пошли, Господи, царствия небесного Андерсену и Пушкину, - и царства земного - Анне Ахматовой".


Иногда кажется, что Х.К. Андерсен - звезда, превратившаяся в человека из жалости к людям. Будем же учиться жить не у политиков и экономистов, а у сказочников. Может быть, тогда мы станем немного добрее, а наша жизнь - лучше.