Сегодня, в день рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, мировая читающая общественность отметит Международный день детской книги. Громкости праздничным фанфарам добавит и то обстоятельство, что нынешний день рождения для автора "Огнива" - юбилейный, он появился на свет ровно два столетия назад. О детской литературе и проблемах детского чтения я побеседовала с Михаилом Нянковским, заместителем главного редактора издательства "Академия развития", которое специализируется на выпуске художественной и развивающей детской литературы.
Дети здесь не при чем
- Родители жалуются - дети отказываются читать...
- Глупости. Дети читают, другое дело - что, как и когда. Совсем маленькие дети "читают" до тех пор, пока им вслух читают родители. Именно они и стимулируют самостоятельный интерес к чтению у ребенка. А проблема нечитающих детей есть следствие того, что не читают и их родители. Так что первопричину зла ищите в себе. Грустно, но факт.
Что касается детей школьного возраста, то они, как показывают исследования, с радостью бы читали, если бы им предлагали то, что им действительно интересно. Сегодняшняя школьная программа составлена из первоклассной литературы, но, увы, в ней почти отсутствуют произведения, задевающие современного ребенка за живое. Девочки-тинейджеры с большим удовольствием будут читать одноразовые, как салфетки, романы про "первую любоффф! " из специализированной девчачьей серии (пусть любовный романчик и написан задней левой ногой, но он отражает их подростковые страсти и метания), чем углубятся в изучение "Капитанской дочки", где, по сути, представлена та же тема, но в иных исторических декорациях, в других реалиях.
- В нежелании школьников приобщаться к чтению классической литературы опять же есть доля вины родителей, - говорит Михаил Нянковский. - Несколько лет назад на собрании родителей учеников, которым предстояло учиться в 10-м классе, выдали список литературы, рекомендованной к чтению. Ничего нового - мы в свое время то же самое читали. И вдруг одна мамаша мне и говорит: "Но, Михаил Александрович, "Война и мир" - это ведь очень большая книга? " "Да, - отвечаю, - большая. Ну и что? " "Как что? - недоумевает женщина, - и ее надо всю прочитать? ! А, может, достаточно просто знать краткое содержание романа? Знаете, сейчас есть такие сборники, где вся "Война и мир" на нескольких страничках помещается...". Это, заметьте, позиция родителей.
Автора! Автора!
Другая серьезная проблема - это отсутствие программы поддержки детского и юношеского чтения на государственном уровне. Сейчас в стране есть много хороших детских писателей, но их никто не знает, потому что их никто не печатает. Поясню. Издатели - не самоубийцы, они не будут печатать никому неизвестного автора, какую бы замечательную книжку он ни написал, по одной простой причине - ее никто не купит.
- В результате мы кормим детей одним и тем же, - сетует Михаил Александрович. - Михалков, Барто, Маршак, Чуковский. А ведь есть гораздо более интересные, остроумные, актуальные авторы - Михаил Яснов, Виктор Лунин, Марина Бородицкая, например. Наше издательство выпустило книжки этих авторов, но их имена никому ни о чем не говорят. Зато когда мне потребовалось составить сборник Михалкова, я элементарно не смог набрать стихотворений! Сплошь назидательная поэзия, которая сегодня никому не нужна.
Но есть в современной детской литературе зло куда опаснее "долгоиграющих" книжек - подделки под зарубежные бестселлеры. Плагиат страшен именно своей кажущейся невинностью. То, что делает, например, Дмитрий Емец. Его проза талантлива и остроумна, но, увы, неоригинальна. Потому что есть первоисточник - Гарри Поттер.
- Но неужели ничего нельзя сделать для популяризации неизвестных авторов хотя бы в масштабах одного города?
- Можно, и мы делаем это по мере сил. Например, мы приглашаем на встречу с читателями самих авторов. Эти мероприятия очень востребованы, и спрос на книги после встречи с "живым" писателем очень возрастает. Из гипотетически возможных шагов - популяризация новинок детской литературы на местном телевидении. Пусть это будут десять минут в неделю, но и они смогут сделать очень многое.
В лидерах - разочарование
А, кстати, хотите знать, что сегодня читают подростки? Специально для обсуждения на "круглом столе" проблем детского чтения, который прошел в Центре русского языка в Москве, ярославских учеников 11-х классов попросили заполнить соответствующие анкеты. Из них стало ясно, что старшеклассники предпочитают прозу Пелевина, Мураками, Фаулза, Француазы Саган, Коэлья, Людмилы Улицкой, Ерофеева. Это - в лучшем случае. Лидируют же Чак Паланик (автор "Бойцовского клуба") и Уэлш. О чем пишет последний автор, можно судить по названиям романов "Экстези", "Дерьмо"... Это талантливая проза, по мнению специалистов, но это литература разочарований, разрушений. Согласитесь, что в этом месте реальные интересы школьников и то, что им может предложить школьная программа, существенно расходятся.
Если же говорить об интересующей тематике, то самое актуальное - наркотики. Это не говорит о том, что все наши дети поголовно наркоманы, вовсе нет. Их интерес лежит совсем в иной плоскости - жить здесь и сейчас или уйти в виртуальное пространство. Согласитесь, редкий родитель способен проконтролировать подобное чтение и, главное, предложить ему достойную альтернативу.
В анкете был и такой вопрос: каким должно быть литературное произведение для современного подростка? Ответы лежали в области психологии и философии. "Заставляющее думать, разбираться в современном мире... Написана легким языком, но с глубоким смыслом, готовящим к взрослой жизни." "Герои должны попадать в сложные жизненные ситуации, не связанные с дружбой или любовью - что-нибудь реально серьезное". Приветствуется проза, "отражающая проблемы наркотиков, СПИДа". Одобряются нестандартные сюжеты, реально отражающие жизнь - "без соплей-слюней и принцев-сирот на белых конях, без морализаторства типа "вот я-то в твои годы...".
Вот еще цитата из анкеты: "...Если говорить о настоящей литературе, то стоит прочесть "Бойцовский клуб" Чака Паланика. В ней говорится о силе разрушения... Мы - нежеланные дети Бога. Я сожгу Лувр, пусть Бог будет меня ненавидеть, но он узнает о моем существовании..."
...Вот такие мысли бродят в головах наших детей. Активно читающих, замечу. А вообще-то - сегодня праздник, книжкины именины. Стоит ли воспринимать жизнь в столь мрачном свете? Авторы пишут, издатели публикуют, читатели читают... Не все еще потеряно.