Главная >> 5 >> 33

О КРАСОТЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЛЮБВИ И ПРАВДЕ

27 марта - Международный день театра


Всемирный праздник - Международный день театра - не случайно отмечают в марте. Можно сказать, именно в этом месяце родился театр, по крайней мере, театр европейский - две с половиной тысячи лет назад, в Древней Греции, на празднестве Великих Дионисий. Ласковым весенним утром тысячи афинян заполнили огромную чашу театра Диониса. В эти дни даже узников выпускали на время из тюрем, а бедным выдавали специальные "театральные деньги" на приобретение входных жетонов, чтобы все без исключения смогли стать зрителями священнодействия, которое развертывалось в "орхестре" и на "скене". Всем должно было забыть о вражде, разногласиях, житейских неурядицах и отдаться торжественно-радостному чувству духовного единения. Именно в театре жители Афин с особой полнотой ощущали себя гражданами великой и свободной страны.


Так искусство сцены с самых первых шагов своей истории училось объединять, превращать собрание разрозненных, несхожих между собой людей в организм, дышащий одним дыханием, живущий одной жизнью.


Это объединяющее призвание театра приобретает особую важность в наши дни. Понятие "мировой театр" перестает означать лишь сумму разнородных театральных культур. Взаимодействие и взаимопроникновение театральных культур протекают с небывалой доселе интенсивностью. Западноевропейские и американские театры ставят русскую театральную классику, российские театры ставят зарубежную классику наравне с современной зарубежной пьесой.


Не остался в стороне от этого процесса и Астраханский театр юного зрителя: в его репертуаре есть и У. Шекспир ("Укрощение строптивой"), и Ж. -Б. Мольер ("Мещанин во дворянстве"), и современная французская комедия ("Семейный уик-энд"). А главное достояние ТЮЗа - это сказки: как русские (А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков), так и зарубежные, в том числе почитаемый и горячо любимый детворой Г. -Х. Андерсен. В нынешнем году Международный день театра почти совпадает с другой знаменательной датой: 200-летием со дня рождения великого сказочника всех времен и народов Ганса Христиана Андерсена (род. 2 апреля 1805 года).


Астраханский ТЮЗ всегда уделял произведениям Г. -Х. Андерсена должное внимание. Еще в 1967 году в ТЮЗе была осуществлена постановка по его произведению "Голый король" , которая благодаря смелости поставленной темы и оригинальности сценического воплощения получила тогда широкий общественный резонанс. Вместе с этим спектаклем вошла тогда в астраханскую театральную жизнь молодая поросль актеров: Василий Салопин, Виктор Скворцов, Галина Кладомасова, Валентин Крылов и другие.


В настоящее время в репертуаре Астраханского ТЮЗа есть сразу три андерсеновских спектакля: это "Снежная королева" , "Дюймовочка" и "Стойкий оловянный солдатик" , что дает возможность провести театру юбилейное мероприятие под названием "Неделя великого сказочника" , которая и начнется в ТЮЗе с 29 марта.


Великим сказочником Андерсен стал потому, что обладал редкостным талантом замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. Самые незамысловатые вещи: поломанный оловянный солдатик и вырезанная из картона танцовщица могли дать толчок для его неуемной фантазии, и родилась сказка "Стойкий оловянный солдатик". В Астраханском ТЮЗе спектакль с таким названием идет в инсценировке, написанной артистом театра В. Андреевым, а играют в нем недавние выпускники тюзовской театральной студии Ю. Ашаев (Солдатик), В. Яхтина (Балерина), Т. Богачева (Старая кукла), Е. Лосева (Свинья-копилка), Е. Пшеничный (Пьеро), А. Насибулин (Тролль).


Свои сказки, которые Ганс Христиан начал придумывать еще в детстве, он поначалу рассказывал своему старому коту Карлу, поскольку тот никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, троллей, эльфов, говорящих жаб, жуков и цветов. Все эти персонажи есть в спектакле ТЮЗа "Дюймовочка" , и мы, подобно старому коту Карлу, верим в них, поскольку воссозданы они в этом спектакле органично и достоверно, и ведущие актеры ТЮЗа С. Тараскин, С. Журавлев, Н. Егорова с удовольствием играют их.


В родном городе Ганса Христиана Оденсе был свой театр. Там маленький Христиан впервые увидел пьесу с романтическим названием "Дунайская дева". Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом на всю жизнь. Его приверженность к театру началась с того, что он стал работать расклейщиком афиш. Затем он начал сочинять пьесы, согласно названию, указанному на афише, придумывал персонажи, вырезал их из картона и одевал в пестрые лоскутки. Так появлялись на свет не только пьесы, опубликованные впоследствии, но и волшебные истории, "Снежная королева" , например. Спектакль с таким названием был поставлен в Астраханском ТЮЗе в 1988 году главным режиссером, ныне художественным руководителем театра, народным артистом России Юрием Кочетковым. Длительный срок "эксплуатации" никак не отразился на качестве этого спектакля. Он продолжает оставаться свежим, ярким, музыкальным, темпераментно играемым актерами. Все оттого, что постановщик тщательно следит за ним и постоянно обновляет и его внешний вид (декорации и костюмы), и его живую сущность (исполнителей главных персонажей). В нынешнем спектакле главные роли - Кая и Герды - играют молодые артисты, выпускники театральной студии 2004 года Юрий Ашаев и Виктория Яхтина. Играют они ярко, темпераментно, с молодым задором, заразительно, как если бы это была премьера. Так что юного зрителя, пришедшего в ТЮЗ во время "Недели великого сказочника" , не постигнет разочарование.


Приверженность Г. -Х. Андерсена к театру выразилась в том, что он стал не только сказочником, но и драматургом. Начиная с 1829 года были опубликованы и поставлены в Копенгагене его романтические драмы "Мулат" , "Грезы короля" и комедия "Первенец" , ставились и сказочные комедии "Цветы счастья" , "Дороже жемчуга и злата". Многие его сказки были инсценированы, потому что и в них присутствовала яркая театральность. Еще в дореволюционное время были поставлены: в Петербургском театре "Сказка" - "Морская царевна" (1910) и в Московском театре Корша - "Принцесса и свинопас" и "Огниво". Позже в советских детских театрах ставились: "Дикие лебеди" , "Соловей" , "Снежная королева" , "Тень" , "Голый король". Астраханский театр юного зрителя, как явствует из вышеизложенного, не остался в стороне от андерсеновского творческого наследия. Ибо Г. -Х. Андерсен не только развлекает, он учит юного зрителя разбираться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Красота, Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость, а в общем, учит тому самому единению людей, ради которого и учрежден Международный день театра.