Филармония в переводе с греческого - любящая гармонию, а как мы можем прочесть в «Малом энциклопедическом словаре» в СССР - государственная концертная организация; основная цель - «пропаганда музыкального искусства». Что ж, несмотря на то, что вышеозначенной страны нет, цели, задачи и социально-экономический статус у этой замечательной организации остались, несмотря на ее «преклонный» возраст.
«Семидесятилетие филармонии - это праздник отечественной культуры, и мы будем подтверждать это своим творчеством», говорит художественный руководитель, директор Ростовской областной филармонии Федор Иванович ИЩЕНКО.
- Федор Иванович, начнем с факта, приятного во всех отношениях, - и в отношении вашего коллектива, и нашей газеты. Вот документ из госархива, где написано: «В газете «Молот» за 6 марта 1935 года есть следующее сообщение о симфоническом оркестре: «Согласно решению Президиума Ростовского горсовета от 27 февраля 1935 года организуется городской постояннодействующий симфонический оркестр с началом работы 25 апреля 1935 г.
Все артисты, желающие работать в симфоническом оркестре, приглашаются подать заявления дирекции симфонического оркестра (ул. Энгельса, 83-а, музыкальный техникум). Директор симфонического оркестра Г.С. Домбаев». И далее следует очень, на мой взгляд, важная приписка: «Документов Ростовского горсовета за 1935 год в госархиве на хранении нет». Вот ведь как получается: если бы не газета «Молот» (это я снова о роли газеты в истории), не осталось бы сведений о том, когда был организован симфонический оркестр, ставший, образно говоря, фундаментом Ростовской областной филармонии.
- Полностью с вами согласен. Что касается образования самой филармонии, то в архиве сохранился «Протокол N 8 заседания Президиума Азово-Черноморского Краевого Исполнительного Комитета» от 21 марта 1935 года. В разделе «Постановили» здесь сказано: «В целях налаживания музыкального обслуживания края - принять предложение КрайОНО и организовать Азово-Черноморскую Краевую государственную филармонию, действующую на основании устава филармоний, утвержденного Совнаркомом РСФСР... К формированию филармонии приступить с таким расчетом, чтобы обеспечить начало ее концертной работы с 1-го сентября 1935 года». Предрешить передачу концертного зала строящегося театра им. М. Горького филармонии для проведения ее городских концертов». Директором стал Г.С. Домбаев. А через год филармония пополнилась и Доно-Кубанским казачьим хором. Так все начиналось.
- С «историческими предпосылками» мы разобрались, и теперь предлагаю перебраться в наши дни. Рассказ о том, как работают сегодня творческие коллективы, собранные под крышей филармонии, невольно будут обращать к этапам большого пути, которые они прошли.
- Это понятная логика, потому что успехам нынешнего дня способствовала большая работа предыдущих десятилетий. Что такое Ростовская областная филармония сегодня? Это восемь творческих коллективов, шестьсот сотрудников и около трех с половиной тысяч выступлений в год.
- Получается, что ежедневно на сценических площадках области артисты филармонии дают около десяти концертов? И если иметь в виду изначальный, латинский смысл самого слова «концерт» - состязание, то каждое выступление это бой за культуру, за истинные ее ценности.
- Именно так, а несколько лет назад мы давали в год до пяти тысяч представлений. Теперь ведь с «раскрученными» коллективами и отдельными исполнителями, лица которых мелькают на телеэкранах круглосуточно, тягаться сложно. Но мы нашли свою нишу, а точнее, обратились к «первооснове» самого понятия «филармония» - культурно-просветительской деятельности. И работаем в этом направлении весьма успешно. Ведь если широко понимать слово «просвещение», то, скажем, концерт симфонического оркестра - это, прежде всего, приобщение к великому музыкальному наследию. За время своего существования за пультом нашего оркестра стояли такие известные дирижеры, как Бруно Берман, Леонид Кац, Роман Каспаров и другие. С 1992 года по 2004-й творческую стратегию оркестра определял блестящий музыкант - профессор Равиль Мартынов.
Оркестру в 1994 году было присвоено звание академического, он много и успешно гастролирует, участвует в разных конкурсах и фестивалях.
Если перечислить музыкантов, выступавших с нашим оркестром, то сами эти фамилии вызовут овации: Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган и ряд других музыкантов, составляющих славу мировой культуры.
Оркестр - это содружество индивидуальностей, и потому каждый музыкант оркестра - одаренный, талантливый человек. Только при таких «условиях» возможно освоить сложнейший репертуар, который оркестр «нарабатывал» не одно десятилетие: Бах, Брамс, Бетховен, Малер, Штраус и Брукнер, Чайковский, Стравинский, Скрябин, Римский Корсаков; музыка современных композиторов. И речь идет не об исполнении отдельных произведений, а о целых пластах творчества титанов музыки.
- Некоторая старомодная прелесть филармонии в том и заключается, что здесь уживаются классическое искусство и фольклор, искусство декламации и ансамбль старинной музыки, джаз-банд и музыкальный лекторий. Сегодня-то все стремятся к «узкой специализации».
- Ансамбль песни и пляски донских казаков - наша гордость. Поэзия донской земли, удаль ее мужчин, красота женщин воплощаются в танцевальных номерах коллектива, в раздолье народных песен. Ансамбль - это ведь еще и «научное учреждение» определение, разумеется, шутливое, но по сути верное. Сюда «стекается» фольклорный материал, обрабатывается, систематизируется. Поездки по области для участников ансамбля - своего рода фольклорные экспедиции.
- Получается, что филармония - отделение академии наук.
- Во всяком случае к министерству образования она точно имеет отношение. Мы сотрудничаем с музеем изобразительных искусств двадцать лет - еще один юбилей, кстати. И плоды нашего совместного просвещения то, что многие абонементы и сегодня востребованы. Например, «Войди в мир музыки» - даром что «абонемент N 13» - это наш «старожил». «Как слово наше отзовется», «Музыка - живопись» и другие циклы пользуются заслуженной популярностью благодаря подвижнической работе и сотрудников музея, и наших специалистов, солистов, музыковедов: заслуженных артистов России Н. Карапетьян, Е. Комаровой, А. Гололобова, Л. Фарапонова и других. И потом, не только «столичные» слушатели посещают лекторий. Тысячи жителей райцентров, отдаленных поселков, станиц все это наша аудитория. Более девяти тысяч концертов - неплохой, по-моему, итог последнего десятилетия. Ни одно событие мировой художественной культуры не забыто, не обойдено: юбилеи С. Рахманинова и С. Рериха, А. Пушкина и М. Глинки, Дни славянской культуры и ежегодное празднование Великой Победы и так далее, и так далее. Если к вышеперечисленным коллективам приплюсовать концертный духовой оркестр «Дон», джаз-оркестр «Дон-бэнд», ансамбль старинной и современной музыки «Камерата», ансамбль народных инструментов «Донцы», шоу-группу «Амазонки», ансамбль песни и пляски «Казачий круг», то становится понятно, что филармония - это целое предприятие со своей инфраструктурой, а «продукт», который оно производит, имеет для страны стратегическое значение. Жаль, что не все это понимают.
- Зато афиши все время сообщают о новых концертах, программах, в том числе и приуроченных к юбилею М. Шолохова. Юбиляр - юбиляру.
- Конечно, столетие со дня рождения нашего великого земляка - это важная тема для нас. Что касается семидесятилетнего юбилея филармонии, то насколько торжественно должна отмечаться эта дата, нам еще не сообщили. Есть такое постановление правительства, где четко расписано, какие даты отмечает организация. Скажем, 50 лет, 75 лет... Но как бы то ни было, отмечать свою «круглую дату» мы будем. Важно знать простую вещь: был концерт сегодня, завтра будет другой.
- И правильно. Благодарные зрители и слушатели вас поддерживают.