25 января - день рождения Владимира Высоцкого
В НАЧАЛЕ октября 1949-го семья Высоцких из Германии возвратилась в Москву - на Большой Каретный, в дом N 15, в коммунальную квартиру N 4, в девятиметровую комнату Евгении Степановны. Володю определили в 5-й "Е" 1 86-й школы. По списку он стал 37-м учеником (затем добавилось еще трое). Классным руководителем была Елена Сергеевна Ряжская, преподаватель ботаники и биологии.
Володя не сразу освоился. Бойким не был, скорее тихим. За оставшийся месяц до окончания четверти нахватал посредственных оценок столько, сколько у него не было ни разу ни в одном учебном году. Четверки по большинству предметов были выведены по одному ответу у доски или единственной контрольной работе. В итоге пять троек и даже "неуд" по русскому письменному. Сразу же после ноябрьских праздников "неуд" был исправлен на тройку. Исправил и физкультуру - с тройки на пятерку. Это была худшая успеваемость за четверть в течение шести лет учебы Владимира в этой школе.
Во второй четверти посредственные оценки он исправил, но откровенно не шло рисование. После третьей - осечка: по русскому письменному снова "неуд", но сумел исправить на четверку, а заодно еще пять предметов - на хорошие и отличные оценки. И как ему это удалось?.. Отлично сдав экзамены, Высоцкий закончил пятый класс на третьем месте, пропустив вперед себя лишь двух отличников: Валерия Корнева и Валерия Петрова. Как оказалось впоследствии, это была лучшая годовая успеваемость Владимира: три четверки при семи пятерках. Кстати, оба Валерия и дальше никому не позволяли себя обходить: они были "штатными" отличниками.
В шестом классе камнем преткновения стал новый предмет - черчение: стабильно получал "трояки". Но худо-бедно во втором полугодии исправил на оценку "отлично". Исправил посредственные отметки и по географии. Мало того, на экзамене удостоился оценки 5 (редчайший случай), но старые грехи не дали по итогам года выйти на высший балл.
В СЕРЕДИНЕ третьей четверти, к Дню Советской Армии, в школе традиционно проводилась математическая олимпиада. В первом туре - 182 учащихся, во втором - 119. Жюри определяло лучших математиков по трем категориям. К первой, высшей категории, было отнесено 23 ученика. Среди них в приказе по школе за N 6 от 23 февраля 1951 года под номером 16 числится: "Высоцкий В.
- 6-й "Е". 10 марта провели вечер, на котором подвели итоги олимпиады, выдали грамоты и премии. Ни Семен Владимирович, ни Нина Максимовна так и не припомнили, что же их сын получил в тот вечер во славу математики... В первом полугодии, да и во втором по точным наукам Высоцкий особенно не блистал. Но ведь попал же в число лауреатов, причем высшего разряда. Загадка? Возможно. Но факт остается фактом. Для Владимира Высоцкого, полагаю, загадки не было: уже появился вкус проявлять себя в самых различных делах и занятиях, неизменно добиваясь успеха.
Тогда же, 5 марта 1951 года, директор школы Надежда Михайловна Герасимова отметила классного руководителя 6-го "Е" Ряжскую "за изучение одного из разделов жизни нашей Родины". Могу предположить, что, исходя из профессиональной принадлежности Ряжской, ученики выполняли домашнее задание по естествознанию. Возможно, это был тот случай, когда Елена Сергеевна предложила школьникам вырастить плесень. Кто на чем сумеет. Высоцкий взлелеял грибницу не на черном хлебе, как большинство одноклассников, а на моркови. Видимо, этому "изобретению" настолько поразились, что "руководителю плесневого хозяйства" ребята тотчас присвоили подпольное прозвище "Морковка".
КОРОЧЕ, Володя стал твердым хорошистом. А вот по прилежанию
- тройка. В итоге из 42 учеников, закончивших 6-й "Е", Высоцкий был шестым. Особо хочу обратить внимание на оценку по прилежанию. До окончания школы в этой графе у него не было отметки выше четверки. Да и по поведению во всех четвертях -пять с минусом. Таких, как Володя Высоцкий, во все времена учителя называют "талантливыми лодырями". Они все умели и все могли, когда хотели реализовать свою работоспособность сполна. Доказательство: редкостная собранность Володи в периоды экзаменов, про математическое лауреатство я уже упоминал. Консультировался со многими нынешними директорами школ. Ответ был: это нормальный ребенок.
Зная позднего Высоцкого, можно предположить, отчего он ранний не на отлично себя вел и не в должной степени "прилежал". На уроках постоянно кого-то изображал, отвлекая на свое "творчество" внимание всего класса. Все время вертелся. Даже определение "неусидчивость" в полной мере не отражало его раскрепощенности. Учителя поведенческий балл ему минусовали, но снижать его не решались. Четверка по этой дисциплине грозила вылетом из школы после серьезнейших объяснений дирекции с родителями проказника - да, да, так было в те времена. В 1951 году до этого не дошло. Через два года аналогичная ситуация вновь повторилась в худшем варианте - в четвертях оценка дважды была снижена до четверки, но печальных решений, слава Богу, не последовало - все уладилось и на этот раз, хотя душу на педсоветах ему выворачивали основательно.
В седьмом классе по-прежнему были все те же два отличника, и стабильным оставалось число хорошистов. Высоцкий - среди них. В апреле 1952-го, в день рождения Ленина, он в числе большой группы семиклассников был принят в комсомол, о чем упоминал в своей автобиографии.
Восьмой класс изменил свое буквенное обозначение - стал 8-м "В". Из других классов добавили четверых. Среди переведенных был Игорь Кохановский, учившийся в 7-м "В". Новичок приглянулся Высоцкому, и не без взаимности. С этого момента и до последнего урока в десятом классе они сидели за одной партой. Игорь, как и прежде в предыдущих классах, подтвердил репутацию стабильного хорошиста, получив в дополнение еще и благодарность. Высоцкого же одолели старые болячки - черчение, физкультура и, естественно, прилежание. Но по основным предметам, отменно сдав экзамены (пять на "отлично" при одном "хорошо") по набранным баллам оказался на седьмом месте.
К русской литературе Высоцкий всегда относился с благоговением. По этому предмету у него и прилежание было на требуемом уровне. Обладая феноменальной памятью, играючи выучивал наизусть целые поэмы. На этот раз так не случилось: в четвертях четверки, только экзамен на отлично, однако в итоге пятерка в году. Зато по французскому языку - круглый отличник. Любил он этот предмет. Наверное, предчувствовал, что пригодится. (К слову, он ведь переводил свои песни на французский и превосходно исполнял - знатоки знают эти записи.) В тот раз Владимир до хорошиста не дотянул, но в девятый класс был переведен с благодарностью.
ОТСЕВ из 8-го "В" был огромным, в 9-й "В" перешло всего 20 учащихся. К ним добавили десятерых из параллельных классов, которые ни знаниями, ни прилежанием не отличались (половина из них до десятого класса так и не добралась). И в этот год Высоцкий хорошистом вновь не стал. Опять хромала физкультура и новый предмет - психология, видимо, из-за недостатка все того же прилежания. Ведь из дальнейшего мы знаем: психологом он был совсем даже неплохим.
Прогулы, официально зафиксированные в документах, у Высоцкого стали появляться, начиная с седьмого класса, и число их с каждым годом увеличивалось. За год накапливалось до месяца. Это по документам. Конечно, были и неучтенные, но кто скажет ныне, сколько. Все же голову Володя не терял. В конце девятого класса оказался первым среди хорошистов. На этот раз поблагодарить его забыли. А жаль.
За десятый класс в Архиве учреждений народного образования при Мосгорисполкоме хранятся только годовые оценки. Отметок, полученных в четвертях, нет. Работники архива пояснили, что в свое время администрация школы на хранение эти документы не отдала...
В 1955 ГОДУ из пяти десятых классов 186-й мужской средней школы во взрослую жизнь вышло 120 учеников, из них 7 - с золотой и 10 -с серебряной медалями. А 25 выпускников, недотянув, остались хорошистами. В 10-м "В" медалистов не было, но без посредственных оценок школу окончило 8 человек. Высоцкий по итоговым баллам был четвертым. Одинаковый с ним результат имел и Кохановский, по школе с ним же Высоцкий замыкал первую тридцатку.
Аттестат зрелости за N 942136 Высоцкому Владимиру Семеновичу "присужден" (так написано в документе) 20 июня 1955 года. За директора школы он подписан В. П. Барышниковой, за завуча - Л. М. Мазуровой. 24 июня аттестаты были вручены на торжественном выпускном вечере. В книге регистрации выдачи Владимир поставил юношескую подпись тонким, неразмашистым, весьма экономным почерком с не очень ровными буквами. Четко можно определить, что автограф состоит из трех первых букв его фамилии. Подпись совсем не похожа на ту, что сформировалась в зрелые годы.
Что же в итоге можно сказать об этом ученике средней школы? Обычный московский, самотечный мальчишка, не вундеркинд, средний хорошист, без особых перспектив, тем более без признаков гениальности.
Учился неровно, со срывами. Но как, чертенок, отменно сдавал экзамены! В этом отчетливо проявился русский характер: медленно запрягают, но быстро ездят. У всех в жизни бывают экзамены, да не все их на отлично сдают. У Владимира Высоцкого это получалось с детства.
На снимках: аттестат зрелости; Володя Высоцкий - десятиклассник, весна 1955-го.