Главная >> 5 >> 33

Максим Дунаевский Мистер Шлягер

Как измерить популярность песен? Хит-парады и чарты отражают только сиюминутные пристрастия публики. А вот если прийти в любое место, где есть караоке, и послушать, какие песни люди предпочитают петь сами, получится, что самый популярный в народе композитор - Максим Дунаевский. На днях человеку, который подарил нам десятки шлягеров, исполняется 60. Накануне юбилея Максим Дунаевский, как всегда обаятельный, подтянутый и энергичный, дал интервью "ТВ Парку".


- Вы совсем не выглядите на свой возраст. Ведете здоровый образ жизни?


- Я бы сказал, совершенно антиздоровый. Ложусь в четыре часа утра, встаю поздно, рабочий день сумасшедший и беспорядочный, поесть нормально не успеваю.


- Но уж, наверное, не пьете и не курите?


- Курю. Не пью, но выпиваю, когда встречаемся в теплой компании с друзьями, что бывает достаточно редко. Чаще приходится пить на всевозможных необходимых встречах праздниках, премьерах. Потом, эти бесконечные дни рождения... Все это, конечно, обязывает быть в форме. В алкогольной форме.


- Как общаетесь с детьми?


- К сожалению, сын и старшая дочь находятся далеко от меня. Но мы поддерживаем контакт по телефону - часто звоним друг другу - и при помощи материально-финансовой связи. (Смеется.)


- Какую профессию выбрал ваш сын Дмитрий (от


Натальи Андрейченко. - Прим. ред.), или он пока еще ищет себя?


- Сын сейчас служит в швейцарской армии. Такое решение было принято на семейном совете. Просто вынужденная мера. Ведь человек, воспитанный в несколько свободолюбивой манере, должен все-таки знать, что такое порядок, дисциплина. Иначе, мне кажется, он в жизни может наделать кучу ошибок. Он сопротивлялся некоторое время, но, кажется, тоже осознал это.


- А чем занята старшая дочь, Алина?


- Она ринулась в музыку со всей страстью, на которую способен человек. Пишет музыку, стихи, поет, создала свою рок-группу. У нее достаточно яркий, индивидуальный стиль. Хотя, может, рано еще говорить о сложившемся стиле. Но наметки есть.


- Значит, продолжательницей династии стала старшая дочь, А младшая, Полина, пока не рвется петь?


- И поет, и танцует вовсю! (Дочке.) Полина, любишь папины песни?


Полина (с готовностью): Люблю!


М.Д.: Вот-вот (смеется), всегда подпевает, когда я играть начинаю.


- Что вы думаете о современной поп-музыке?


- Если мы говорим о сиюминутной мишуре, то я к ней никак не отношусь. Все это просто сопровождение, которое абсолютно не цепляет. Вот когда я в Лос-Анджелесе включаю радио и слушаю современную американскую поп-музыку, что-то запоминается обязательно. Хотя и там много шлака, конечно.


- В чем, по-вашему, отличие американской поп-музыки от нашей?


- В американской поп-музыке есть направления для разных социальных слоев и возрастных групп. У нас же все идет одним валом, нет никаких жанров. Чтобы исправить ситуацию, был создан комитет, в который кроме меня вошли Игорь Николаев, Илья Резник, Ким Брейтбург, Максим Фадеев, Михаил Танич, Александра Пахмутова и Владимир Добронравов. Курирует этот своеобразный худсовет Юрий Аксюта. Мы предпримем попытку разделить современную отечественную музыку на какие-то жанры. Нужно же на это как-то влиять! Не просто сидеть и сокрушаться на кухне...


- Как же вы собираетесь все систематизировать?


- Мы сделаем так, чтобы человек мог разобраться, что же ему все-таки нравится. Рок, которого у нас тоже особенно и нет, танцевальная музыка, поп-музыка, лирические баллады.


- Значит ли это, что ваш комитет будет чем-то вроде цензуры?


- Ну какая цензура! Вот я девять лет прожил в Америке, и там на любом канале телевидения, на любой радиостанции обязательно существует некий совет, который отвечает за культуру. А у нас на каналах люди, чаще всего не обладающие ни музыкальным вкусом, ни образованием, ни культурой, стали решать эти вопросы в одиночку.


- А вот некоторые уважаемые деятели культуры считают, что мы имеем ту музыку, которую хочет слышать народ...


- Так может говорить человек, который никогда не имел того, что имею я, - всенародные хиты. И я прекрасно знаю, что люди в этом смысле абсолютно управляемы. Глупо говорить, мол, слушатели такую музыку хотят. Просто она им предложена в огромном количестве - и приходится это кушать. Но если предложить другое, люди тоже будут это есть. Когда-то Боярский отказывался петь песню "Все пройдет". Тогда был расцвет стиля диско, вот Михаил и говорил: "Не стану я это петь, никому это не нужно". Но я убедил его, что если эту песню правильно подать и раскрутить, то все будет в порядке. "Все пройдет" стала хитом, причем не только в нашей стране.


- То есть вы можете прогнозировать успех песен?


- Да просто я человек, получивший настоящее, широкое образование. Еще один пример: песня "Ах, этот вечер". Мне все говорили, что это элтонджоновская баллада, кому она здесь на фиг нужна?! Но она тоже стала хитом. А нынешние продюсеры всерьез заявляют: "Народ у нас воспринимает песни только в миноре". Верно, есть такая тенденция. Даже американцы, когда слушают нашу музыку, всегда говорят, извините за грубость: "Oh! It's your f...king minor!" У нас тоскливая минорная музыка звучит даже в быстрых песнях.


- Наверное, это в характере русских людей?


- Вот и неправильно! А что же Исаак Дунаевский, у которого 99 процентов песен в мажоре? Их что, не пел народ? А "Пора-пора-порадуемся"?.. Да у меня половина песен в мажоре написана - и "Полгода плохая погода", и "33 коровы". А их все равно любят.


- Интересно, что в комитет, отвечающий за повышение качества музыки, вхудит Максим Фадеев, автор песен "Джагу-джагу", "муси-пуси" и других "выдающихся" творений...


- И Максим Фадеев, и Ким Брейтбург очень уважаемые мной профессионалы. Идет ли речь о музыке или о чем-то другом, самое важное, чтобы этим занимались профессионалы, тогда из этого что-то получится. Хотя от неудач никто не застрахован.


- Именно эти два продюсера приложили руку к созданию "Фабрики звезд" и "Народного артиста". Что вы думаете об этих проектах?


- Сейчас мы не можем сказать, станут ли "фабричные" звезды настоящими, прошло слишком мало времени. И выйдут ли из "Фабрик" настоящие хиты.


Хиточки появились. И ничуть не хуже, а может, лучше, чем то, что мы слышим, к примеру, по "Русскому Радио". Но есть и отрицательные стороны. Это телевидение, и потому, как говорят некоторые исполнители, пипл хавает. А значит, это превращается в чисто коммерческий проект, имеющий мало отношения к музыке.


- Вы следите за положением дел на сегодняшнем ТВ?


- Я не смотрю телевизор каждый день, но у меня есть свои пристрастия. Что касается всевозможных перестановок, увольнений и сокращений, я всегда критически подхожу к всяким крикам о помощи, которые исходят от руководителей каналов: "Ах, программы снимают с эфира! Ах, канал притесняют, журналисты уходят!" Я очень хорошо знаю людей, и в таких случаях ими движут совсем не благородные цели, а собственные интересы. Перефразируя Маяковского, "если звезды падают и гаснут, это тоже кому-нибудь нужно".


- Почему у вас не сложилось с работой в Америке?


- Туда можно приезжать молодым, когда не пугает перспектива начинать с нуля. В Америке нужно постоянно сдавать экзамен. Можешь принести миллион хвалебных рецензий о своей работе, но все равно придется доказать, на что ты реально способен здесь и сейчас. Ты пытаешься вести переговоры с серьезными людьми, и вроде бы ты профессионал такого же уровня. Но у них возникают закономерные вопросы: если ты такой крутой, то где твой особняк на Беверли-Хиллз, почему встречу назначаешь не в собственном офисе, а в не самом дорогом кафе? Почему ездишь на машине, которую стыдливо оставляешь за углом? Конечно, я несколько утрирую, мои дела в Америке были не так плохи...


- Вы, наверное, самый порядочный мужчина страны - женитесь на всех, в кого влюбляетесь...


- И именно поэтому женщины со мной имеют дело... Они понимают, что я встречаюсь не ради удовлетворения низменных желаний, а рассматриваю отношения серьезно. Конечно, кроме моих жен у меня были женщины, с которыми я общался достаточно продолжительное время. Но в браке все равно что-то есть, это организует мужчину.


- Как вам удалось сохранить хорошие отношения с бывшими женами?


- Думаю, что в любой ситуации просто нужно оставаться человеком. Ведь когда люди знакомятся, они достают самое хорошее из потаенных уголков своей души. А когда расходятся, вылезает самое дерьмо. Если ты задумал расставание с кем-то, то сначала реши, как это правильно сделать. Кстати, я, расставаясь, дарил цветы. Правда, это была скорее красивая примиренческая акция, нежели порыв души.