- К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил у меня.
- Быть человеком, - отвечал я.
Н. И. ПИРОГОВ.
НЕВЫСОКОЕ КРЫЛЕЧКО
Городская общеобразовательная школа N 9 находится в глубине поселка Снежный, что на 23-м километре. Слева от дороги деревянная церквушка, ряд пятиэтажек, заснеженные крыши бревенчатых домишек, торчащие из сугробов изгороди огородов, а дальше зимние сопки.
Школа деревянная с невысоким дощатым крылечком и красной табличкой перед входом. Еще два года назад здание было поболее в длину. Но с фундаментом левой части школы случилась беда и, не мудрствуя лукаво, при ремонте взяли да отхватили кусок крыла.
Мы сидим втроем в крохотном кабинете директора: руководитель школы Антонина Павловна Виниченко, завуч по воспитательной части Татьяна Александровна Атрощенко и я.
Тепло, по-домашнему уютно, а окна в легких снежных рисунках.
Школу построили в 1968 году как начальную. Потом она трансформировалась в девятилетку.
Ныне здесь 102 ученика дневной формы обучения и 21 вечерней группы.
Школа - это прежде всего обучение общеобразовательным предметам, обогащение учеников знаниями. Но не менее важно воспитывать в ребенке гражданские качества. Именно об этом говорили директор школы и завуч.
ОНИ КАК МАЛЕНЬКИЕ ВЗРОСЛЫЕ
Учащиеся школы являются лауреатами акции "Я гражданин России". Акцию спонсировали городское Управление образования, Управление по делам молодежи и Российско-Американский центр бизнеса.
Узнав о том, что они стали лауреатами, ребята, по словам Антонины Павловны: "Получили большую эмоциональную поддержку. Эта акция дала толчок к ощущению гражданской позиции по отношению к своему народу, к школе".
Вот имена лауреатов девятиклассников: Виктор Бригида, Никита Ветренко, Павел Дроздов, Александр Горбунов, Илья Горбунов, Валерий Песчинский, Виталий Фомичев.
Летом этого года на базе школы действовал "Лагерь труда и отдыха". В отряд входило 14 человек (от 14 до 15 лет), в том числе и учащиеся других школ, но проживающие на Снежном.
Рядом со школой стояли две заброшенные, принадлежащие школе теплицы. Депутат гордумы Евгений Николаевич Салтанов, учившийся некогда здесь, выделил личные средства на покупку пленки и ремонт теплиц. Ребята отремонтировали их, а по осени сняли пусть небольшой, но свой урожай помидоров.
В рамках трудовой деятельности собрали металлолом, в первый раз 1600 кг, во второй 1120 кг. На вырученные деньги приобрели лопаты, грабли, молотки, топоры, гвозди, все то, что необходимо и для работы в поле, и для текущего ремонта школы, ее оформления.
На пришкольном сельхозучастке высадили капусту, морковь, картофель. К сожалению, участок не охранялся, и злоумышленники выдергивали морковь и капусту. А вот картофеля школьники собрали 75 ведер. Урожай с теплиц и огорода пошел в школьную столовую.
Не часто приходится слышать, чтобы педагоги говорили о своих учениках с той степенью уважения, что относится чаще к взрослым. Но именно это я услышал.
- Здесь микрорайон. Практически каждая семья имеет огороды, есть коровы. Дети привыкли к труду, много что умеют делать. Они как маленькие взрослые. Это не маменькие сынки. И работа на огороде им понятна. Они умеют косить и меня научили, - говорит Татьяна Александровна.
- У нас учится в 9 классе Песчинский Валерий. Он владеет машиной как я пером. Рома Гошовский учился. Он огород нам вспахал за так. Трактором владеет с 12 лет, - продолжает Антонина Павловна.
За дверью прозвучал звонок, в школе перемена, мы же продолжаем беседу.
- Пусть не всегда ребята успешны в учении. Но они успешны в другом - они себя реализуют. Таких проблем, как в городских семьях, у них нет, - говорит Татьяна Александровна. - Даже наши трудные подростки отличаются от городских. У нас есть трудные семьи. Родители пьют, а детям есть нечего. Ребятам волей-неволей приходится совершать какие-то мелкие правонарушения, когда они не присмотрены. Но это резко отличается от того, что происходит в городе. Здесь окружающая среда, люди сами влияют на этих родителей. Не дают пропасть этим детям.
Естественно, что разговор коснулся и прошлых времен. Антонина Павловна говорит: "В стародавние времена у нас всегда был в совхозе совет содействия семье и школе. Вызывали родителей. Сидят члены совета, они бок о бок работают с вызванными родителями, объясняют им, что да как. Не следишь за своим ребенком - вот тебе, пожалуйста, лишайся премии. А сейчас наказать наших родителей невозможно".
Т. Атрощенко обращается к сегоднешнему дню: "У нас живет одна семья. Родители пьют. Есть у нас фермерское предприятие Комарово. Руководитель Сергей Васильевич Комар. Вот у него и трудится эта семья. Они уходили, бросали работу, но возвращались.Так представьте, он школе оплачивает полдники и завтраки детям из этой семьи. В этом суть адресной помощи. И мы как в стародавние времена можем позвонить ему, если ребенок прогулял, и он с этих родителей спрашивает, и они чувствуют, что спрашивает".
- Стружку снимает с этих родителей, - твердо произносит Антонина Павловна, и продолжает. - Он школе свежее молоко дает. Наши дети свежие продукты едят. В это лето подсобил с семенным картофелем, ничего не требуя взамен. Естественно, и удобрение дал... Три тележки на огород, который у нас стоял целиной годы. Ребята в сапогах, кто лопатой, кто чем давай этот навоз размешивать, а его было две тележки жидкого. Вошли на огород сначала брезгливо, а потом как кашу его размешивали до 6 вечера. Со смехом и в то же время серьезно".
ЧЕМ ГОРЕЛИ ИХ СЕРДЦА
Прежде в школе был клуб "Поиск". Вела его Антонина Павловна. В то время, а это был 1978 год, она работала старшей пионервожатой. В частности, школьники под руководством завуча Галины Степановны Касаниной (ушедшей ныне из жизни) занимались сбором материала об участниках Охотско-Аянской экспедиции под руководством Вострецова. Отправным пунктом этого поиска послужило то, что здесь на Снежном жила врач Мария Дмитриевна Мазурова (девичья фамилия Кузенская). Ее отец являлся участником той экспедиции. Материала было собрано много.
"Но с течением времени все это исчезло, - с горечью поведала Антонина Павловна. - Материал передали в какую-то школу. Где он сейчас - не знаем".
Работал школе и клуб интернациональной дружбы (КИД) "Белая роза". Руководила им Таисия Федоровна Дроздова. КИД поддерживал связь со многими городами, в том числе и с Анкориджем. Пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Любови Шевцовой. Это обязывало пионеров держаться достойно. Они собирали материал о Шевцовой, оформили о краснодонцах альбом.
"Но все это ушло" , - сетует директор. В этом качестве она трудится второй год.
Касаясь нынешней воспитательной работы, Антонина Павловна поведала: "Мы хотим сейчас поднять историю нашего поселка, школы. Ребятишки уже начали писать о своих семьях. Это нужно сделать, чтобы на память осталось нашим детям.
Есть такая замечательная песня: "С чего начинается Родина". В ней простые слова дают понятие Родины... Вот в этом определении и строится воспитательная работа с учащимися. В школе с участием родителей готовятся и проводятся конференции на тему "Край наш северный".
Говоря об этом, Татьяна Александровна поясняет: "Хочу представить "Край наш северный как малую Родину. Поселок "Снежный" - это малая Родина. Человек родился, находится в семье - это его Родина. Мы осветим это в "Историческом уголке" (его намечено создать). А без истории человек - как Иван, не помнящий родства. Детям это должно быть интересно. Мы покажем семьи, прожившие здесь более 40, 50 лет. Не хочу, чтобы люди уезжали отсюда. Хочу, чтоб они знали свою Родину, знали свою историю.
Я почитала сочинения. В некоторых просвечивает - я пуп земли. Ребенку говоришь - пиши о родителях, а он о себе. Ребенок не видит своих родителей, не понимает, что у них была своя жизнь, что они себя где-то проявили. Гордости нет за своих родителей. А я хочу, чтоб у них была гордость. Когда появится чувство гордости за свою семью, появится чувство гордости за тех людей, с которыми рядом живешь, появится гордость за школу, в которой учишься и таким образом понятие Родины начнет расширяться".
Антонина Павловна развивает тему: "Ведь у нас многие дети просто не знают историю своих семей. Задача - заинтересовать их. Чтоб узнали, где учились их родители, где они работали, где бабушки-дедушки жили. Чем горели их сердца. Мы забыли о патриотизме. Сейчас мы возвращаемся к этому. Хочется, чтоб в детей впитывался патриотизм с молоком матери. И самое главное, чтоб не все переводили на деньги. Чтоб через сердечко проходило все это".
РЕКА ГУЛЯЛА ПО ПОСЕЛКУ
Как обстоят дела со спортом? В прошлом году шефы для школы приобрели 10 пар лыж с мягкими креплениями. 30 пар с жесткими креплениями выделила областная организация по образованию. Кажется, что? Бери и катайся. Снега море. Но не тут то было. Лыжи требуют помещения, чтобы ученик зашел, сел на скамейку, переоделся, взял лыжи, и айда на лыжню. Вот этого помещения для лыж у школы нет. А лыжная трасса тут рядом через речку, уходит к сопке. Прежде, когда было помещение, тренировались ребята пять раз в неделю, даже в ущерб общественным мероприятиям. У лыжников были хорошие результаты. Занимались со школьниками Михаил Анатольевич Поляков и Сергей Николаевич Синченко. Ну а когда исчезла лыжная база - пропала и лыжная подготовка. Но возрождать ее надо. Для Магадана это один из профильных видов спорта.
Во дворе школы широкое заснеженное поле с небольшими футбольными воротами. Это спортплощадка. Когда-то она была великолепно оборудована под руководством и непосредственным участием физрука М. Полякова (ныне он проживает в США). Тут был участок для бега с барьерами, секция для прыжков в длину, турник. Всегда можно было поиграть в футбол.
Неподалеку бежит речка Дукча... Она поменяла русло (оттого, что его перестали чистить). Вот и затопило спортплощадку.
Прежде за руслом реки следили три дружно жившие организации: совхоз "Снежный" , ДСУ-1 (ныне ОГУДЭП "Магаданский") и "Магаданмост". Совхоза не стало. А другие в суете новых экономических отношений забыли о реке, вот она и пошла гулять по поселку.
В прошлом году русло реки прочистили. Вода уже не идет на поселок. ГЭЛУД произвел на спортплощадке и перед школой отсыпку. Площадку восстановили, и дети с продленки гуляют перед школой. Беда в другом - ограда вокруг спортплощадки и школы исчезла, развалилась, вокруг вроде как ничейное поле, по которому бесцеремонно шныряет частный автотранспорт. А там, где дети - этого не должно быть.
"А ПЛАТИТЬ НАМ БУДУТ?"
Меняется время, уклад жизни...
"Как изменилась психология детей за последнее время?" - спросил я у Антонины Павловны.
"В финансовую сторону. Раньше много было бескорыстия в детях. Если прежде практика была составной производственного плана, то теперь, чтобы пригласить детей на трудовую практику, я должна услышать много негативного. Первый вопрос такой: "А платить нам будут?" Если нет, то многие дети летом не хотели только за питание работать... Я помню, у нас в 70-е годы после 9 класса была трудовая практика. Парты и стулья красили на улице. Все считалось в порядке вещей, - вспоминала Антонина Павловна. И тут же переходит к вопросу воспитания: "После окончания учебы в институте, я работала пионервожатой, у меня была дружина 257 пионеров. У нас была очень интересная работа. Говорили: "Ой, какая перегруженность детей!". А вы сейчас посмотрите. Почему у нас столько правонарушений? А потому, что дети не заняты. А раньше была загруженность: то на мероприятиях, то на репетициях, то кружки, встречи, сборы, конкурсы. Мы постоянно куда-нибудь выезжали, в том числе и в воинскую часть. Приглашали военных к нам. Было очень много интересного. Трудных было 10-15 на всю школу. А сейчас 10 человек в классе, и треть, с которыми приходится работать".
Татьяна Александровна замечает:
- И в то же время по своей трудности наши школьники отличаются от городских, живут в своих семьях, в неблагополучных, но живут.
ШКОЛА ЗАТЯГИВАЕТ
При школе работают разнообразные кружки. Их немало. Это историко-краеведческий "Мамонтенок". Занятия проводит человек, увлеченный своим делом - Любовь Витальевна Литуева.
Мария Ивановна Горбунова ведет занимательную химию. Валерия Александровна Болдырева преподает в вокальной группе. В любую погоду она едет из города на Снежный, и дети с удовольствием ходят на занятия.
Галина Александровна Акуленок занимается с юными оформителями.
Кружок умелые руки ведет Наталья Павловна Клинова. Занимательную математику Татьяна Александровна Атрощенко. С рукодельницами занимается Наталья Степановна Растопина. А Елена Анатольевна Пустовит ведет кружки "Делайте сами своими руками" и "Сто поделок из бумаги".
Юных баскетболистов в секции тренирует Илья Владимирович Колчаков.
Надо подчеркнуть, что на занятия в кружки ходят дети со всего Снежного, а их в поселке гораздо больше, чем в школе. Ведь часть детей ездит на занятия в город.
... Здесь преподает такой человек, как Анна Макаровна Иващенко, отличник просвещения, 48 лет педагогического стажа. Она с одного взгляда, с одного слова понимает ребенка. Как правило, чем больше человек работал в школе учителем, общался с детьми, тем он сердечнее к ним относится. Анна Макаровна сначала преподавала в Якутии в Верхоянском районе, потом в Усть-Нере. Затем в Усть-Омчуге. А когда супруга перевели в Магадан, Анна Макаровна стала учить детей на Снежном. 31 год только в этой девятой школе.
Здесь трудятся такие высокопрофессиональные педагоги как Ольга Ивановна Бакулина, преподаватель физики и математики Алла Ивановна Гонтарева. Им не занимать ни опыта, ни детского уважения. Сразу нашел симпатию у школьников педагог ОБЖ и физкультуры Илья Владимирович Колчаков.
А завуч Татьяна Александровна Артющенко как бы анализируя свое отношение к школе, говорит: "Я не чувствую тяжести, оттого что нахожусь на работе, она затягивает. Приезжаешь к первому звонку - уезжаешь в семь, восемь вечера. Муж работает в образовании. В школе много лет трудился. Он как никто другой понимает, что школа затягивает".
Директор Антонина Павловна в стенах этой школы сначала училась до 10 класса, а в 1978 году, после окончания института, приступила к работе. Ее старшая дочь Ирина, студентка СМУ, также окончила эту школу, а сейчас тут учится младшая дочь Ольга.
Вспоминая учебу, Антонина Павловна поведала, что десятый класс заканчивала в 15-й школе. "Я первая выпускница 15 школы. Мы в 1973 году заложили там капсулу в стену, в ней послание первоклассникам 2000 года. Уже прошло 4 года. Никто не нашел эту капсулу".
Возможно, ее найдут. Чем позже, тем интересней будет читать послание, заложенное в ней.
Идут уроки, в классах тихо. Атмосфера в школе деловая, теплая.
- А она во многом зависит от коллектива, - замечает директор.
Татьяна Александровна добавляет: "Бывают и на работе коллизии, но они деловые, не оставляют в душе обиды. А от руководителя должно исходить тепло к людям, чтоб человек шел с удовольствием на работу. В школе мы все вместе. Праздники вместе. Дни рождения друг друга отмечаем. Все как одна семья, одно целое - учителя, уборщицы, лаборанты. День учителя мы отмечаем как наш общий, и дети это чувствуют".
КАКОЕ ОНО КРАСИВОЕ, УМНОЕ
Думают учителя о том, как сделать интерьеры школы более приветливыми. Ведь что ни говори, а умело оформленный интерьер создает настроение. Это аксиома.
Рассказывает Татьяна Александровна:
- Была в Иркутске, ходила в лицей. Там во всю стену разные панно. Я спрашиваю, - где вы заказали такие картины? Мне отвечают, - а вы почитайте, что там внизу написано. Вот это работа такого-то класса. Мне пояснили: ребята выбирают какой-нибудь рисунок и делают панно. Хотят из бумаги клеят, хотят просто рисуют. Где-то выложено как мозаика. Я такого ни в одной школе не видела. 1, 2, 3 классы - все принимали участие. Я была поражена этим. Некоторые классы просто купили фотообои, клеили их на панно. В рамках все это смотрится великолепно. Есть и у нас на эту тему задумка".
Кто помогает школе помимо тех людей, о которых мы говорили? Прежде всего это Михаил Васильевич Ратушный, руководитель ОГУДЭП "Магаданское" и Петр Михайлович Колесников, глава Магаданмоста. Это старые, здоровые традиции, сохранившиеся еще с давних времен, когда совхоз "Снежный" жил крепко. Ведь прежде он располагал мощным свинокомплексом, большими стадами коров, современной фермой, птицефабрикой. Имел совхоз и гужевой транспорт.
Во время посещения школы мэром В. Печеным шел разговор и о восстановлении левого крыла здания. А то ведь тесновато, даже книги хранятся во встроенных шкафах. А ведь все должно быть под рукой, под взглядом.
Есть при школе и родительский комитет. Родителей приглашают на школьные мероприятия, конкурсы. Как говорит Т. Атрощенко: "Родителям должно быть интересно посмотреть на свое чадо, какое оно красивое и умное. Наши дети ходят в клуб, занимаются там в кружках, кто в танцевальном, кто в музыкальной школе, кто участвует в спектаклях. Когда они выступают - в зале сесть негде. Родители стоят вдоль стеночки, хотя все платят за вход".
Дети из клуба "Мамонтенок" часто ездят в Магаданский областной краеведческий музей. Такие поездки не лимитированы автобусным расписанием. А вот посещение театра одно время стало невозможным, потому что поменялось расписание и автобус стал отправляться из города не в 21-15, а в 20-35. Школьники уходили из театра, недосмотрев спектакль, то есть само посещение его теряло смысл. Ситуация изменилась после посещения школы мэром Магадана В. Печеным. Ему рассказали в чем дело - рейс пятерки вернулся к 21 час. 15 мин.
Радость для директора, впрочем, как и для любого другого учителя - это повзрослевшие, набравшиеся знаний, ума и чуть-чуть жизненного опыта ее ученики. И те малявки, что только пришли в первый класс...
Думаю, нет смысла делить детей по знаниям, по дипломам или отсутствию таковых. Но можно и надо сказать о них, как это сделала завуч Татьяна Атрощенко: "Наши дети лучше всех. Пусть это говорят все педагоги, и пусть это будет так. Наши дети лучше всех".
... В этот день было солнечно. На улице я обошел школу. Белый снег, домишки вдалеке в сугробах. На стенах школы ни одной надписи, ни одного рисунка. И не было за углом ни одного курящего пацана или девчушки. Во дворе в искрящемся снегу футбольное поле. И поразительная чистая тишина.