Новогодние каникулы для всей страны, накануне утвержденные Госдумой, стали настоящей головной болью для руководителей телеканалов. Глава Первого канала Константин Эрнст, например, признался в интервью, что буквально не знал, чем заполнить неожиданно свалившийся телеэфир, который должен быть не просто интересным, а по-новогоднему праздничным. После 10-дневного бдения у телевизора можно сказать, что телепраздник получился очень однообразным из-за засилья отечественной поп-музыки и юмора, который, чтобы не обижать самих юмористов, тактично зовут народным.
"Голубая" ночь
Старт новогодним торжествам по традиции был дан вечером 31 декабря. Ритуальная нарезка оливье проходила под праздничные концерты на Первом канале и "России". Одни и те же артисты в одно и то же время пели одни и те же песни, но на разных телеканалах. Других исполнителей нам, похоже, брать негде, да и незачем.
Соревнование первых двух кнопок стало уж совсем комичным, когда после клонированных концертов начались практически одновременно программы "Новогоднее "Кривое зеркало" (Первый) и "Кривое зеркало в карнавальную ночь" ("Россия"). Комизм, понятное дело, был связан не с содержанием самих программ. Скандал с переходом клана Петросяна с первой кнопки на вторую (говорят, Евгений Ваганович обиделся за то, что любимцы Первого - КВН-щики - обвинили его в плагиате) не убавил рейтингов его "Кривому зеркалу" ни на одном канале, даже несмотря на то, что на Первом оно идет в повторах. Реклама же программы на "России" призывала: "Опасайтесь подделок!". Интересно, что она имела в виду: то, что "Кривое зеркало" на "России" самое кривое из кривых, или то, что сама новогодняя программа была подделкой под любимый многими поколениями зрителей фильм "Карнавальная ночь".
В третий раз закинул Константин Эрнст в море невод и вытащил из воды все того же Максима Галкина. Именно этот юморист-певец-ведущий уже в третий раз принял на себя ответственность за хорошее настроение россиян в новогоднюю ночь и услышал первый звон бокалов за уходящий год. По мнению Эрнста, Галкин - лучший в своем жанре. Значит, за рейтинг его шоу можно не беспокоиться. А те, кого Галкин не устраивал, могли выбирать себе по вкусу опять же чету Петросянов, конкурс "Мисс Россия-2004" или даже концерт Дмитрия Хворостовского.
После обращения президента началось то, к чему каналы стали готовиться еще осенью - "голубые" и "неголубые" огоньки. С "голубыми" все ясно. В них толпа все тех же артистов перемещалась с кнопки на кнопку, меняя костюмы и декорации. Изюминкой стала лишь Алла Пугачева на Первом - и то потому, что с ней был подписан эксклюзивный контракт. "Неголубых" огоньков на этот раз было аж два. Увы, прошлогодний зрительский успех "Неголубого огонька" на REN TV, подтвержденный премией "ТЭФИ" , в ночь на 1 января 2005-го повторить не удалось. Новейшие посиделки на кухне с Сергеем Шнуровым, Гариком Сукачевым и Дмитрием Харатьяном, разбавленные музыкальными номерами и интеллектуальными гэгами Евгения Гришковца, оказались на порядок слабее прошлогодних. Что поделать, привыкание наступает быстро. Именно поэтому не вызвала ожидаемого интереса и "Первая ночь с Олегом Меньшиковым" на НТВ. Артист оказался неплохим конферансье, но старые хиты из уст наших псевдонеформалов мы уже слышали не раз. Хотя гимн Чижа "О любви" даже группе Smash сложно испортить.
Фабричные бабки-сердючки
Если кто еще не знал, что есть на свете программа "Фабрика звезд-1, 2, 3, 4, 5" , то после новогодних каникул таких невежд не осталось. Юные симпатичные лица "фабрикантов" мелькали буквально по всем каналам (даже "Россия" , выпускавшая программу-клон "Народный артист" , не смогла удержаться от соблазна включить в свои концерты новых "звезд" , взращенных Первым каналом).
Два паренька в старушечьих платочках под брендом "Новые русские бабки" - одно из самых тяжелых новогодних испытаний народным юмором. Их было видно в "Кривых зеркалах" , в сборных юмористических солянках и даже в "голубых" огоньках - вместе с Надеждой Бабкиной "бабки" зажигали под Sexual Revolution.
Самым популярным шоу-персонажем России после новогодней декады можно смело назвать Верку Сердючку. Эта "дама" появлялась практически на всех телеканалах, конкурируя лишь с президентом России.
Мюзикл длиною в праздник
В этом году наиболее востребованным, как и ожидалось, оказался жанр мюзикла. Их за 10 дней показали около десяти штук. И все новинки! Первый канал снял "12 стульев" с Николаем Фоменко в роли великого комбинатора и Ильей Олейниковым в роли Кисы. Дорогие декорации, обилие запоминающихся музыкальных номеров (композитор Максим Дунаевский) и любимцы публики Людмила Гурченко, Юрий Гальцев, Елена Воробей в эпизодах - все это привело к вполне достойному результату. Чего нельзя сказать о вроде бы колоритном, но каком-то суетном мюзикле "Сорочинская ярмарка" (Первый), в котором были задействованы тот же Юрий Гальцев, Верка Сердючка, Валерий Меладзе, Руслана Писанка, София Ротару и группа "ВИА Гра".
"Россия" сделала ставку на мюзикл "Три мушкетера" (на музыку опять же Максима Дунаевского) и проиграла. Портос, Атос и Арамис в обличьи телеведущей Русланы Писанки, певицы Алены Свиридовой и актрисы Анны Ардовой не нашли понимания у зрителей. Разве что Миледи и Ришелье в одном лице - в лице все той же вездесущей Верки Сердючки - хоть как-то привлекали внимание. Еще один музыкальный фильм второго канала "Снежная королева" вообще оказался мало замеченным. Все потому, что на Первом начались "Новые песни о главном" - эволюционировавшая "Песня года" , а на НТВ - премьера поздравительной программы "Юбилей" , в этот раз посвященной дню рождения Алисы Фрейндлих.
СТС отдал дань восточному колориту, и реанимировал мюзикл 20-летней давности "Али-Баба и сорок разбойников" (музыка Сергея Никитина и Виктора Берковского, стихи Вениамина Смехова). Али-Бабу сыграл хореограф Егор Дружинин (он же поставил и все танцы), его жену - певица Жасмин, его брата Касыма - Максим Леонидов, жену Касыма - Алика Смехова, главаря разбойников Хасана - Дмитрий Нагиев, гадалку-предсказательницу
- Борис Моисеев. Легко, весело, красиво. Вот только отечественная попса, проросшая и здесь, как сорняк, оказалась лишней.
Новогодний кинозал
Необходимость забить телевизионный эфир чем-то убойно-развлекательным подействовала на руководителей телеканалов отрезвляюще. Вопреки ожиданиям они не обратились опять к закромам Госфильмофонда, чтобы, отряхнув нафталин, поставить в сетку советские комедии. В дело пошел "загашник" , прибереженный до лучших времен. Таким образом, мы увидели по телевизору только что прошедшую на широком экране "Московскую жару" и "Три икса" , а также относительно свежие и любимые фильмы "Человек-паук" , "Смокинг" , "Шоу начинается" , "Знакомство с родителями" и "Как стать принцессой". Были, конечно, и советские кинохиты (куда ж без них) - "Ирония судьбы..." , "Формула любви" , "Обыкновенное чудо" , "12 стульев" с Мироновым, "Девчата" , "Свадьба в Малиновке" , "Джек Восьмеркин - американец" и "Чародеи".
Порадовало, что в дни школьных каникул ребятам, наконец, после многолетнего перерыва показали "Гостью из будущего" (причем сразу по двум каналам) и "Приключения Электроника". Приятным сюрпризом - и не только для детей - также стали "История игрушек-1, 2" и "Шрек". Жаль, что все это было лишь перебивками к бесконечным "фабрикам звезд" и "кривым зеркалам".