Группа "Браво" отпраздновала свое 20-летие
Два кремлевских концерта, посвященных юбилею "Браво", оказались весьма удачным образцом мероприятий такого рода. Готовился праздник тщательно и изобретательно. Идея Евгения Хавтана привлечь к делу представительный набор российских рокеров, исполнивших различные "бравые" хиты, помогла ощутимо поднять интерес к группе. Более того, в дни юбилейных концертов складывалось ощущение, что "Браво" - едва ли не самая главная команда страны.
По канонической версии группа "Браво" появилась на Земле в марте 1984 года, так что ей ко времени юбилейных концертов исполнилось уже не двадцать лет, а двадцать с половиной. День рождения отмечали в ноябре по прозаической причине: просто группа не успела вовремя встроиться в график столичных концертных залов. Может быть, это и к лучшему: темной и холодной осенью всякий праздник выглядит нужнее, чем весной.
В итоге получилось очень добротное торжество, вроде, не побоюсь сказать, кремлевской елки. За два с половиной часа на сцене побывали почти все солисты прошлых составов "Браво", кроме Евгения Осина и эпизодических участниц Анны Салминой и Татьяны Рузаевой. Помимо этого выступило большинство артистов из "Звездного каталога" (так называется юбилейный трибьют-альбом "Браво").
Концерт открылся темой "Surf Rider" группы The Lively Ones (широко известной по "Криминальному чтиву"), а закрылся коллективным исполнением "Черного кота". Это можно рассматривать как символический жест: Хавтан, сам прекрасный композитор, не имеет никаких предубеждений против того, чтобы открывать и закрывать важные концерты чужими сочинениями.
Тремя китами программы были выступления Земфиры и Валерия Сюткина и воссоединение "Браво" в составе времен легендарной молодости. Голос Земфиры, конечно, напоминает голос Агузаровой, но именно на этом концерте предоставилась возможность ощутить, насколько все же разнятся эти голоса. Та пронзительная чистота, без которой исполнение "Верю я" кажется бессмысленным, в Земфирином варианте отсутствовала. Тем не менее ее выступление было одним из самых эффектных.
Валерия Сюткина встречали как вернувшегося из долгой полярной экспедиции героя. Хотя он и посадил себе связки уже на второй песне, зрительский восторг по поводу его выступления не оставлял сомнений, что Сюткин - по-прежнему один из любимейших народом солистов "Браво".
Апофеозом концерта стало выступление "Браво" составом 1984 года.
Голос Агузаровой, может быть, уже не такой энергичный, как прежде, но все равно необычайно яркий и звонкий, затмил все остальные звучавшие в этот вечер голоса. Со скипетром в руке и татуировками на плечах она пела "Желтые ботинки", "Медицинский институт", "Старый отель", и было это почти как в те славные годы.
Среди опытов, проделанных известными музыкантами над песнями "Браво", были как удачные, так и не слишком. К первым можно отнести исполнение Ильей Лагутенко "Мне грустно и легко", "Васю" Билли Новика из Billy's Band и забавный фанки-фьюжн-салат из песен "Браво", который сделала 5'NIZZA. Билли, правда, слишком напоминал участника какой-нибудь "Смехопанорамы", а от "Браво" в композиции харьковчан остались лишь отдельные фразы вроде "Любовь не тонет, любовь не горит" или "Вася, ну кто его не знает".
А вот пение Роберта Ленца в "Ветер знает" совсем не сочеталось с переливами вокального квартета Cool&Jazzy, и голос Сергея Мазаева тоже не очень подходил к "Стране цветов". Самым же неадекватным было выступление Светланы Сургановой. "Меня ты пойме-о-о-шь, лучше страны не найде-о-о-о-шь!" - может быть, это и оригинальная находка, но звучало ее пение как-то пугающе.
Любить "Браво" просто и легко, а недолюбливать - даже как-то странно. Это одна из самых бесконфликтных - в хорошем смысле этого слова - отечественных групп. Поэтому пестрое собрание музыкантов на юбилейных концертах выглядело вполне естественно, и праздник удался.