Спектаклем "Шутки в глухомани" театр отметил день рождения Надежды Царининой
В ней бездна лукавства, юмора, настоящего ума и трезвости суждений. Широкий взгляд на вещи. При этом - абсолютно женский характер. И абсолютное обаяние. Театральная судьба - счастливая.
Она родилась в небольшой деревушке под Саратовом. В середине пятидесятых семья переселилась в Казахстан, в город Уральск. В этом городе Надежда окончила вокальное отделение музыкального училища и одновременно театральную студию при Уральском драматическом театре. На сцене этого театра состоялся дебют молодой актрисы. Первой ее ролью стала роль Кати в детском спектакле "Катя и чудеса". Успех этой работы надолго определил актрисе амплуа "инженю". Молодые девушки, девочки и даже мальчишки были основными сценическими творениями Надежды Царининой в ее первые театральные годы.
Обязательные в период профессионального становления актерские скитания были относительно недолгими. Кустанай, снова Уральск, Целиноград, Бурятия...
Она вышла замуж, конечно же, за актера - ее избранником стал Николай Мирошниченко, и судьба связала их навсегда - на сцене и в жизни.
Годы работы в Улан-Удэнском русском драматическом театре были для молодой актерской пары высшей школой актерского мастерства, глубоким постижением профессии. Было много ролей, среди них - герои пьес Островского, Чехова, Горького, Шекспира, Брехта и Уильямса... До сих пор там, в Улан-Удэ, не могут забыть царининскую Дездемону. Мечтательная, пленительная, озорная, полная жизни и страсти... Здесь гармонически слились обаятельный женственный и грациозный образ знаменитой шекспировской героини и пока еще наивный, живой облик Надежды Царининой.
Счастье первого официального театрального признания пришло к супругам-актерам одновременно: в один год оба были удостоены почетного звания "Заслуженный артист Бурятской АССР". Они были тогда совсем молодыми - на пороге тридцатилетия.
В труппу Алтайского краевого театра драмы Николай Мирошниченко и Надежда Царинина вступили в 1978 году.
Первые свои образы на сцене барнаульского театра Надежда Царинина создавала в спектаклях современной драматургии: пьесах Розова, Арбузова, Лобозерова, Коляды... Героини Надежды Царининой убеждали своей неподдельной жизненностью, волновали и запоминались. Актриса горячо и искренне проживала судьбу своих современниц.
Особым признанием барнаульской публики была отмечена замечательная работа Н.П. Царининой в комедии "Скамейка" А. Гельмана. Этим спектаклем в 1980 году открывалась Малая сцена театра драмы, и его герои - артисты Надежда Царинина и Николай Мирошниченко своей яркой и вдохновенной игрой надолго обеспечили зрительский успех новому театральному начинанию.
Неизменный успех сопутствовал актрисе в острокомедийной роли Бабы-яги в шукшинской сатирической повести для театра "До третьих петухов".
Были и роли классического репертуара: Титания - в шекспировской комедии " Сон в летнюю ночь", Елизавета Богданова - в спектакле "Месяц в деревне" И.С. Тургенева, и (вот магия театральной фамилии!) - императрица Екатерина Великая в комедии А. Толстого "Любовь - книга золотая". Царинина блестяще сыграла царицу, но еще раз убедилась: царственные особы никогда не были ее театральной мечтой и страстью. Она предпочитала играть просто женщин - обыкновенных, но всегда необыкновенной судьбы. Надежде Царининой вообще интересно играть женщин с необыкновенной и непростой судьбой. Судьбой, в которой есть и боль, и изломанность, и сложность взаимоотношений, но при этом и свет, и любовь, и прощение.
Не так уж важно, из какой они эпохи, из какой страны, какого происхождения, вероисповедания и возраста. Мольеровская насмешница Дорина из "Тартюфа", колоритная сваха Устинья Наумовна из "Банкрота" Островского и старая нянька Анфиса из чеховских "Трех сестер", деревенская баба-одиночка Мокеевна из "Кадрили", "новая русская" по имени Сирена в комедии Галина "Сирена и Виктория" - все эти образы живут в Надежде Царининой полнокровной и самостоятельной жизнью. Ее, царининская, индивидуальность способна наполнить глубиной самые сложные образы мировой драматургии и "перевернуть" плоский современный текст, ограничивающий "жизнь человеческого духа".
В последние годы творчество актрисы обогатилось новыми ролями в пьесах зарубежной классики. Яркий и смелый сценический образ Селии Пичем создан Н. Царининой в спектакле "Трехгрошовая опера" Б. Брехта. Две ее сценические героини - Кормилицы - в серьезном фарсе "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка и шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта" - неповторимо разные, глубокие и проникновенные образы, заслужили высокую оценку театральной критики и завоевали безграничную зрительскую любовь.
Царинина - актриса до мозга костей, а потому "право имеет" не только на творческое вдохновение, но и на вполне житейские в театральной среде актерские амбиции. Терпеть не может, когда назначают на роль "в пару". Плохо сшитый театральный костюм или неудобная сценическая обувь, невнятность режиссера или небрежность партнера могут вывести ее из себя, вызвать актерский гнев. Вот она, квинтэссенция актерской профессии! Но в работе Надежды Царининой - это лишь короткие мгновения. Она по природе своей удивительно добра, мудра и справедлива.
На сцене краевого театра драмы Надежда Царинина сыграла более 100 ролей, и ее сценическое мастерство заслужило высокое признание.
В июне 2000 года Указом Президента Российской Федерации Надежде Павловне Царининой за высокие достижения в области сценического искусства было присвоено почетное звание "Заслуженный артист России".
Театральная публика не очень-то разбирается в актерских званиях и титулах. Для нее Надежда Царинина - просто любимая актриса. И все, кто любит и знает Царинину, с нетерпением ждут ее новых ролей. Для просвещенных театралов уже не секрет, что сейчас Надежда Павловна репетирует Аркадину в "Чайке" Чехова. Невольно проникаешься уважением к режиссеру, так проницательно точно узревшему сегодняшнее духовное состояние актрисы и готовность ее к одной из самых "актерских" в мировой драматургии ролей.
***
В Краевом театре драмы заслуженная артистка России и Бурятии Надежда Царинина с 1978 года. Актриса уникального сценического дарования, способная подарить зрителям ощущение театра как высокого праздника искусства и жизни. Одна из любимейших актрис барнаульских театралов. Создала ярчайшую палитру женских образов, драматических и комедийных.