Главная >> 5 >> 33

«Мы сделали

большой шаг


вперед!»


По итогам конкурса на лучший банк, ежегодно проводимого авторитетным английским журналом “The Banker” (“Банкир”), победителем в номинации “Банк 2004 года в России” был признан Сбербанк РФ. Столь высокая оценка аналитиков банковского дела - поистине достойная этого великовозрастного кредитного учреждения награда и, помимо всего прочего, отличный подарок ко дню его 163-летия. А отпразднуют вместе с ним эту дату (кстати, уже завтра) и его многочисленные отделения, успешно действующие на территории России и так же, как и он, идущие по пути активного развития.


В их числе, конечно же, и Карачаево-Черкесское отделение N 8585 Северо-Кавказского банка Сбербанка России. О том, каким образом отделению удается, что называется, держать марку, какими современными банковскими технологиями оно располагает, как решает возникающие на пути своего развития проблемы и, наконец, какие строит планы на будущее – в нашей сегодняшней беседе с его управляющим Тамарой Исуфовной Папшуовой.


- Наше отделение N 8585 входит в состав Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ с 1998 года. До недавнего времени, помимо нас, в него входили еще пять отделений из республик Северного Кавказа. (Кстати, мы с Калмыкией были одними из первых, кого приняли в состав Северо-Кавказского банка). Буквально на днях в Чечне открывается второй по счету дополнительный офис СКБ. Так что, можно сказать, Сбербанк приступил к освоению и седьмой республики, - начинает с небольшого экскурса в историю Тамара Исуфовна. - О том, что происходило с нами до 1998 года, то есть до укрупнения, даже говорить не стоит. Трудное было время. Скажу лишь, что тогда в республике действовало порядка 90 наших филиалов, именовавшихся сберкассами. Однако более половины из них, увы, не соответствовали никаким нормативным банковским документам. К примеру, в ауле Красный Восток сберкасса осуществляла всего две банковские операции в неделю, что, конечно же, недопустимо в условиях современной рыночной экономики. А потому после проведенного экономического анализа, показавшего нецелесообразность функционирования подобных филиалов, многие из них были закрыты.


Оставили нам тогда 11 филиалов по республике и операционный отдел в Черкесске. И хотя на сегодняшний день филиалов стало не намного больше – всего 14, но то, что в техническом плане мы в своем отделении сделали большой шаг вперед, – это бесспорно.


- И что же, на ваш взгляд, в плане технического развития может служить поводом для гордости?


- Сегодня программное обеспечение в нашем банке достигло такого уровня, что с помощью единой компьютерной сети между подведомственными нам филиалами мы можем уже через час увидеть совершенную в любой точке Карачаево-Черкесии банковскую операцию.


Кроме того, введен в действие уже третий по счету в Черкесске банкомат – в районе Карачаево-Черкесской государственной технологической академии.


А недавно в супермаркете “Рица” (г. Черкесск) заработал первый торгово-сервисный терминал, что тоже является прогрессивной технологией в сфере банковского сервиса. Теперь владельцы пластиковых карт – а их у нас уже более шести тысяч – смогут отовариваться в “Рице” без наличных денег, что, несомненно, удобно и для них, и для магазина.


Установлен также терминал по обслуживанию пластиковых карт и в Учкекене. Сбербанк приступил и к осуществлению операций по обмену наличной валюты в Карачаевске и Учкекене.


В течение года мы предлагали своим клиентам и вкладчикам и другие новинки. Весной начал работать дополнительный офис в северо-западном районе Черкесска, по улице Гутякулова. Появился и новый дополнительный офис в городе-курорте Теберде. (Кстати сказать, это пятисотый по счету офис в подразделениях Северо-Кавказского банка, ку-да входит и наше отделение).


Кроме того, к услугам жителей республики - передвижная операционная касса.


В ближайшей перспективе – открытие дополнительного офиса в крупной казачьей станице Кардоникской. Планируется и установка целого ряда торгово-сервисных терминалов по обслуживанию пластиковых карт на заправочных станциях, в магазинах, точках общепита.


- Тамара Исуфовна, но ведь даже при самом стремительном развитии техники, в том числе и банковской, не обходится и без недоразумений. С появлением в жизни наших граждан банкоматов лично я не раз становилась невольной свидетельницей недовольства, высказываемого время от времени некоторыми обладателями “электронных кошельков”: то деньги в банкомате отсутствуют, то невозможно получить наличные ввиду неисправности этой хитроумной машины… Как устраняются эти недоразумения?


- Дело в том, что начинающим пользователям пластиковых карт, в особенности тем, кому перечисляется на “электронный кошелек” зарплата или стипендия, сразу трудно свыкнуться с мыслью, что необязательно именно в день начисления денег снимать их все со счета. Как необязательно образовывать очереди за теми же деньгами. Банкоматы ведь вводились для удобства клиентов. Тем более, что у нас они круглосуточного пользования. К тому же в банкомат ежедневно закладывается определенная сумма. А когда в один день происходит массовое обналичивание счетов, заложенных в машину денег может, естественно, и не хватить.


И, тем не менее, не так давно мы внедрили оперативный мониторинг установленных банкоматов, что позволяет нам сегодня осуществлять круглосуточный контроль за наличием в них денег. И по мере необходимости пополнять запас в установленном порядке. Ведь руководство банка в первую очередь заинтересовано в устранении причин какого бы то ни было неудобства для наших клиентов.


Что касается неполадок, были случаи, когда мы, пытаясь разобраться в причине неисправности банкомата, извлекали из него, к своему изумлению, пластиковую карточку на пользование телефоном… Так что вредители чужого имущества не перевелись еще и у нас. Но, в любом случае, все возможные неисправности высококвалифицированные банковские техники стараются устранять в кратчайшие сроки.


- Каковы основной принцип подбора банковских кадров и предъявляемые к ним требования?


- У нас работают специалисты, в первую очередь, только с высшим образованием. Поскольку клиент, приходящий в банк, должен получить здесь квалифицированную консультацию. К тому же наш сотрудник должен быть коммуникабельным, умеющим грамотно разговаривать с посетителями.


С этого года изменился и деловой стиль одежды наших сотрудников, что значительно повышает их ответственность и удобно для клиентов. В обязательном порядке каждый сотрудник должен носить бреджик с указанием фамилии, имени, отчества, чтобы посетители знали, как к нему обратиться.


- Вот уже много лет Сбербанк России именуется народным. На ваш взгляд, он все так же близок потребителям своих услуг? Насколько активно Карачаево-Черкесское отделение N 8585 Северо-Кавказского банка принимает участие в общественной жизни республики?


- Я бы сказала, с каждым годом становится все ближе. Ведь сегодня клиентами только нашего отделения являются более 500 тысяч человек. А около 87% от общего числа доверенных республиканским банкам вкладов находится именно в Сбербанке. И мы рады, что население нам по-прежнему доверяет. Но и мы, в свою очередь, не сидим сло-жа руки.


Проводили мы, к примеру, приуроченную к первомайским праздникам акцию по привлечению потенциальных клиентов (юридических лиц и предпринимателей) по выгодным для них (сниженным) тарифам. Кстати, проведение подобной акции намечено и к 163-й годовщине СБ РФ.


В свою компьютерную сеть мы внедрили и систему “Клиент – Сбербанк”, что способствует электронному документообороту между банком и клиентом. Среди предоставляемых Сбербанком для своих клиентов услуг – возможность бесплатного размещения информации о продукции и услугах на WEB-saite СКБ для поиска новых партеров.


Совместно с Правительством КЧР мы участвуем в реализации республиканской целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2025 годы”.


Кроме того, руководители и специалисты нашего учреждения охотно откликаются на приглашения Министерства сельского хозяйства и вместе с его руководством стараются проинформировать хозяйственников и фермеров о возможностях получения кредитов для развития их производственной базы. В Доме Правительства КЧР состоялась встреча и со строительным активом республики. А в нашем офисе мы провели дни открытых дверей на темы “Получите кредит” и “Малый бизнес: перспективы роста”, “Здравствуй, лето”.


Ежегодно мы оказываем посильную помощь Дому ребенка. Не забываем и ветеранов войны и труда. Оказывали мы спонсорскую поддержку на республиканских соревнованиях в Прикубанском районе по вольной борьбе. Тогда победители получили в подарок от Сбербанка драгоценные монеты и кубок. Запланирована та-кая же спортивная встреча и на этот год.


Мы активно участвуем в ежегодных спортивных соревнованиях Сбербанка России, в фестивале самодеятельного творчества и, признаться, имеем хорошие результаты.


- Тамара Исуфовна, если я не ошибаюсь, выдача кредитов - одна из самых востребованных вашими клиентами банковских услуг.


- Объем выдаваемых нашим банком кредитов действительно год от года увеличивается. И это вполне объяснимо - в настоящее время банк располагает широким ассортиментом кредитов на все случаи жизни – в целом 13-ю видами (в том числе на неотложные нужды, на образование, на приобретение жилья, установку телефона). Только за девять месяцев этого года населению было выдано кредитов на сумму 170 млн. 640 тысяч рублей, юридическим лицам – на 563 млн. 754 тысячи рублей. Таким образом, объем кредитования населения увеличился на 265%, юридических лиц – на 150% по сравнению с показателями предыдущего года.


Так что по многим своим показателям, я еще раз повторюсь, мы идем по пути развития. Хотя есть, к сожалению, и нерешенные пока вопросы.


- Например?


- В настоящее время, к примеру, банк в соответствии с государственной социальной программой осуществляет компенсационные выплаты по вкладам населению, которые в 1991 году были обесценены и признаны долгом государства. Да, это вкладчики Сбербанка, но ведь долг – государственный, деньги приходят из федерального бюджета. И представьте себе, какой толпой люди идут за этими деньгами! Какие очереди образовываются в банке! А клиенты, как известно, уходят от очередей.


Чтобы не дожидаться такого поворота событий, мы приняли решение создать отдельные зоны. Зону обслуживания социальных программ (выплата пенсий, пособий, тех же компенсаций), и зону обслуживания значимых клиентов. Это во многом решило бы проблему, избавило бы от очередей.


Но для этого нам нужны дополнительные помещения. И, в принципе, сегодня в собственности Сбербанка необходимая для устройства зоны обслуживания площадь имеется. Помещение, где ныне располагается загс, принадлежит нашему отделению. Мы приобрели его (кстати, уже у частного лица, владевшего им с 1992 года) в июле 1994 года.


А сотрудников загса мы решили временно (лет на пять) приютить, естественно, как и предыдущий хозяин - за арендную плату. Тем более, что тогда нам помещений еще хватало.


Но теперь, когда нами приложено столько усилий, чтобы многократно расширить рынок банковских услуг и встать на путь активного развития, мы и сами нуждаемся в этих помещениях. Представьте себе, как сократятся очереди, когда мы откроем сразу несколько новых окошек для обслуживания клиентов.


В настоящее время администрация города подыскивает для загса подходящее помещение. Только бы эти поиски не затянулись надолго… Потому как для нас решение этого вопроса - на первом месте.


- Завтра у Сбербанка день рождения. Отмечаете ли вы этот день как-то по-особенному?


- Мы обязательно отмечаем его торжественно. Приглашаем клиентов, юридических лиц, постоянно сотрудничающих с нашим банком, представителей власти. На торжественном собрании поощряем своих лучших сотрудников почетными грамотами: Сбербанка России, Северо-Кавказского или же своего отделения.


К празднику мы ежегодно проводим различные соревнования, конкурс детского рисунка, а также конкурс профессионального мастерства операционно-кассовых работников.


Специального выходного на этот день у нас нет. Банк работает в обычном режиме. Поэтому празднование это, как правило, бывает после работы или в субботний день. Вот тогда мы с удовольствием и песни поем, и стихи читаем.