ДВОРЦОВАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ИЛИ "ЕВРОРЕМОНТ"?
Состоялись торжественные открытия Дворца Ширваншахов и Дворца шекинских ханов
НУРЛАНА
Впечатление первое: бело и пусто. Ощущение пустоты не стирает даже огромное число людей, пришедших на презентацию Дворца Ширваншахов.
Интересно, как были убраны залы во времена Халилуллаха и его потомков? Или это все же не дворец, а ханака, суфийский центр? Тогда вряд ли залы поражали своей роскошью, разве что ковры да пара подушек на полу... Конечно, обитель шекинских ханов блистает большей роскошью, но между двумя дворцами разница в три столетия...
Открытия этих двух уникальных памятников азербайджанского зодчества ждали давно и с нетерпением. Люди, небезразличные к истории родного края, особенно переживали из-за возможных ошибок и небрежного обращения. И вот, презентации дворцов позади, а ощущение "недоделанности" тяжким камнем лежит на душе и скатывать его - сизифов труд...
Первым состоялось открытие второго этажа Дворца Ширваншахов, на котором присутствовали министр культуры Полад Бюль-Бюльоглу, вице-премьер Абид Шарифов, академики Шамиль Фатуллаев и Расим Эфендиев. Они выразили признательность всем, кто способствовал реставрации этого памятника.
Глава представительства Всемирного банка в Азербайджане Ахмед Джахани поведал присутствующим, что, согласно Кредитному соглашению, подписанному 31 мая 1999 года между правительством Азербайджанской Республики и Международной ассоциацией развития, Всемирный банк выделил кредит на реставрацию четырех памятников архитектуры - мавзолея Момине-хатун, гробницы "Гарабаглар", Дворца шекинских ханов и Дворца Ширваншахов. Для координации деятельности Международная ассоциация развития создала Рабочую группу Проекта защиты культурного наследия. Тендер, объявленный Рабочей группой, выиграла итальянская компания Impresa Pouchain, обязавшаяся в течение 2 лет и 3 месяцев завершить все реставрационные работы. Менеджер вышеуказанной компании по коммерческой работе Никола Берлучи раскрыл подробности проделанной работы. Реконструкция памятника осуществлялась по проекту покойного архитектора, профессора Ниязи Рзаева. Были заменены все кровельные покрытия второго этажа дворца, отреставрированы своды и перекрытия, проведена гидроизоляция крыши, восстановлен купол тронного зала. Параллельно с этим были проведены инженерно-коммуникационные линии, установлены вентиляция и кондиционеры, система пожарной безопасности, сигнализация, линии видеонаблюдения. В котельной смонтировано необходимое оборудование. По словам господина Берлучи, были приведены в порядок каменные полы, стены побелены известью, как это было здесь изначально. Резьба по камню и дереву проводилась с помощью азербайджанских мастеров.
Было еще много речей, но никто из выступающих не обратил особого внимания на, казалось бы, бросающиеся в глаза странности. Когда попадаешь в обновленные залы дворца - постройка XY века - создается ощущение, что посещаешь не древний памятник, а недавно отстроенную мечеть или мавзолей: стерильно-белоснежные каменные стены и полы, не отягощенные ни единой черточкой, оставшейся с прошедших веков. Словно и не жили здесь Ширваншахи. А ведь во всем мире уже давно практикуется искусственное старение камня. Делается это специально для того, чтобы достичь ощущения старины, напрочь стертой при такой вот "реконструкции"-"реставрации", больше напоминающей евроремонт в духе "нью-азери".
Как рассказали координаторы проекта, в данном случае имела место полная реконструкция памятника. Дело в том, что дворец был сильно разрушен, и высокими чиновниками было решено дать ему статус геральдического памятника, а это повлекло за собой полную реконструкцию здания, со снесением деревянной крыши и прочих "наслоений" XIX века. Все, что выше карнизов, было отделано новым белым камнем, а все, что ниже, покрыто тонким слоем побелки. Говоря поэтическим языком, старине не дали ни единого шанса. По словам чиновников, они намеренно показывают: все, что видит посетитель, - всего лишь реконструкция.
Что касается первого этажа Дворца Ширваншахов, то там идут строго реставрационные работы, которые должны закончиться в ближайшее время. Но эта восстановительная деятельность идет по линии муниципальных властей и спрашивать надо будет уже с других чиновников. И будем надеяться, что хотя бы нижний этаж предстанет перед бакинцами в более привычном виде. Ведь реставрация, будучи одной из форм сохранения культурного наследия, требует к себе самого осторожного обращения. Очень уж часто памятник теряет прежний облик, тем более, что нередко в ходе подобных мероприятий произведению наносится непоправимый ущерб, ведущий к его преждевременному старению и разрушению...
Днем позже с участием все тех же официальных лиц состоялась презентация Дворца шекинских ханов. Этот уникальный по красоте памятник XYIII века, в отличие от второго этажа Дворца Ширваншахов, был подвергнут "чистой" реставрации, обошедшейся в более трех миллионов долларов. Работы проводились немецкими специалистами совместно с местными умельцами. Были укреплены стены, восстановлены кровля и коммуникационные линии, построено новое здание администрации.
Но особое внимание было уделено реставрации росписи, покрывающей потолок и стены, а также шебеке и деревянной резьбе, украшающей дворец. Немецкие специалисты провели тщательный анализ красок, и восстановили узоры. Не менее кропотливой реставрации были подвергнуты окна. Надо сказать, что на один квадратный метр шебеке приходится около пяти тысяч деталей, скрепленных без единого гвоздя. Местным специалистам пришлось разобрать расшатавшееся шебеке, и собрать его вновь были восстановлены недостающие фрагменты венецианского стекла, которое изначально использовалось при строительстве ханского дворца. Цветное стекло было специально привезено немецкими специалистами.
Долгое время посетителям Дворца шекинских ханов приходилось наблюдать сухие нефункционирующие бассейны: внутренний и внешний. Исследователи до сих пор могут только гадать, был ли внешний бассейн изначально облицован мрамором. Но при реставрации 1964 года он был отделан кирпичем, поэтому немецкие специалисты также предпочли этот материал. Благодаря проделанной работе бассейны теперь функционируют, внешний резервуар работает постоянно, что же касается внутреннего, то немецкие специалисты настоятельно просили не включать его постоянно, так как излишняя влажность может повредить росписям.
Влажность - это еще одна проблема, решенная во время реставрации. В залах установлена аппаратура, контролирующая влажность и собирающая лишнюю воду (около 4-х литров в день).
Высокие гости по достоинству оценили проделанную работу, поблагодарив мастеров. Также была отмечена особая заслуга покойного президента Гейдара Алиева, сумевшего убедить Всемирный банк в необходимости кредита на реставрацию памятников.
ДВОРЦОВАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ИЛИ "ЕВРОРЕМОНТ"?
ШЕСТЬ ЛЕТ САМОЙ "УШАСТОЙ" ПРОГРАММЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ,
или Сватовство Топуш на сцене Дворца им. Гейдара Алиева
Э.ГУСЕЙНЗАДЕ
"К сожаленью, день рожденья только раз в году!" (песенка из мультика, благополучно опровергнутая "Чал чагыром") Действительно, если так посмотреть, то все мы обычно очень жалеем, что день рождения уже закончился. Ведь иногда так хочется продолжить его и завтра. Но так не бывает. Свой очередной календарный год празднуют, как правило, однажды. Так в принципе всегда и делала передача "Чал чагыр".Каждый год на сцене Дворца имени Гейдара Алиева они устраивали в свою честь большой концерт с участием всех звезд отечественной эстрады,
Но в этом году лучшие "уши" страны решили нарушить веками устоявшиеся правила празднования дней рождения (если такие, конечно, есть) и свое шестилетие отмечали два дня подряд - 7 и 8 ноября. Если бы они захотели растянуть удовольствие и на третий день, то никто бы, думаем, не отказался. К такому мнению мы пришли, глядя на то, как был заполнен Дворец имени Гейдара Алиева оба концертных дня.
Концерт по своей концепции отличался от прошлогоднего немногим. Снова очень большая программа, рассчитанная на три часа. Музыкальные номера разбавляются небольшими диалогами Диляры и ее "подружек".
А знаете, что мы увидели за кулисами перед самым началом концерта? Думаете, если программа о шоу-бизнесе, то значит звезд эстрады? Отнюдь, это была государственная хоровая капелла в полном составе. Это, поверьте, удивило. Они-то и открывали праздник, посвященный шестилетию программы. Диляра выступала в роли дирижера. Ведя оркестр, она сначала сбросила один рукав фрака, потом другой, наконец сорвала парик. Короче говоря, дирижер превращался... превращался дирижер...во всеми любимую Диляру.
Концерт был построен на сватовстве Топуш. Скажем, певец Назим повез бы ее на своем фаэтоне на свадьбу. Правда, сначала Диляра предлагала ей обратиться к Эларизу, и он бы ее на своем грузовике в дорогу... Но Топуш выбрала Назима. Тот все-таки "Фаэтончу". А вот Тунзаля помогала ей выбирать платье к свадьбе.
За кулисами все было забито артистами, их помощниками, работниками "Чал чагыра".
Именно там мы на тему "ушастиков" ATV и побеседовали со звездами. Первым поздравлял Фаик Агаев: "Я очень люблю "Чал чагыр". Она четко отражает все, что происходит в нашем шоу-бизнесе. Эту программу всегда приятно и интересно смотреть. И, что самое главное, в "Чал чагыре" умеют подавать любые слухи так, что тебе не обидно их слушать. Это действительно большое искусство". Следующей нашей "жертвой" стала Манана: "Поздравляю "Чал чагыр" с шестилетием. Она за время своего существования всегда доставляет публике сумасшедшее удовольствие. Доказательство тому - сегодняшний полный зал. Мне лично очень приятно работать с этой командой. Не хочу кого-то выделять, но и Диляра, и ее очень вкусные сладкие сестры великолепны!" Далее свое мнение высказал Мурад Дадашев: "Мне очень приятно наблюдать за работой "Чал чагыр". Я смотрю на все это не только как простой зритель, но и как телевизионный продюсер. Проект очень грамотно и четко построен. Вы посмотрите на главных героинь программы. Ведь и Диляра, и ее помощницы - это типичные стереотипы, взятые из народа. Ведь они обсуждают в программе то, о чем мы говорим дома на кухне. "Чал чагыр" очень четко критикует, но никого не оскорбляет, смеется, а не насмехается. Кроме того, "Чал чагыр" имеет очень высокий рейтинг, до которого далеко многим информационным программам. Журналисты этой программы следят не только за тем, что происходит в Азербайджане, но и за событиями мирового масштаба. А потом очень верно анализируют их, проводя параллели с нашей жизнью, притом делают это без каких-либо нравоучений. Желаю им успехов, терпения, много денег. Впрочем, денег я желаю также и себе, и вам...". Ну и последней, с кем нам удалось побеседовать, стала Тунзаля:
"Поздравляю своих любимцев с шестилетием. Хочу дать совет Топуш. Не будь такой ворчливой. Ведь, по азербайджанским традициям, жена должна слушать мужа. Желаю "Чал чагыру" дальнейших удач и всеобщей любви".
Итак, шесть лет уже позади. Многое уже сделано. Публика уже покорена. Но ведь это только начало. Теперь важно ее сохранить и приумножить. Так что дерзайте, "Чал чагыр". И удачи вам в этом!
ШЕСТЬ ЛЕТ САМОЙ "УШАСТОЙ" ПРОГРАММЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ,