На выставке самодеятельной изостудии "Островок", которая вот уже 10 лет существует на Васильевском острове, было на что посмотреть, о чем подумать и детям, и их родителям. Выставка проходила в Санкт-Петербургском творческом союзе художников.
После свертывания работы тысяч кружков по интересам в районных ДПШ (для тех, кто забыл, - Дворцов пионеров и школьников) и создания сети платных масса способных ребятишек осталась вне поля зрения внешкольных педагогов. Те, кто задумывается о последствиях подобного небрежения к детству, понимают, какую высокую цену за это приходится платить всем нам - обществу в целом и каждому в отдельности.
Художник и педагог Владимир Николаевич Слюсарский - один из тех, кому по роду занятий приходится размышлять об этом каждый день. Когда-то, работая в петербургской школе учителем рисования, он сделал для себя вопиющее открытие. "Сегодня, ребята, я попрошу вас нарисовать что-нибудь на сюжеты русской классики XIX века", - предложил он семиклассникам. Класс озадаченно молчал. С задней парты спросили: "А можно нарисовать покемона или Гарри Поттера?.." Спустя сорок пять минут альбомы так и остались пустыми, ну разве что две отличницы вспомнили и проиллюстрировали "Сказку о рыбаке и рыбке".
В подростковом возрасте наверстывать упущенное труднее, чем в самом нежном, дошкольном. И тогда Слюсарский выбил у администрации Василеостровского района небольшой полуподвал, раздобыл старые детские мольберты, купил кисти и краски и развесил объявления: "Детская изостудия приглашает всех, кто любит рисовать".
Народу пришло даже больше, чем он ожидал. Кто-то сам заглянул на огонек, малышей мамы и бабушки привели за руку.Детей сразу усадили рисовать. С некоторых пор тут параллельно с занятиями утвердился обычай пить чай с сушками и карамельками, отмечать вместе дни рождения и устраивать в Новый год елку с подарками. На вопрос, сколько ребят стали художниками, педагог сказал, что в принципе такая цель и не ставится.
- Моя задача - дать детям возможность творить в свое удовольствие, - поясняет Владимир Николаевич, - рисовать на хорошей бумаге, хорошими красками и кистями, не как в обычной школе, и на любимые темы.
"Мазилки" (в гештальттерапии это называется "спонтанным рисованием") любят делать и самые маленькие художники, и дети постарше, и даже их родители. Часто в них нет определенного сюжета - только ритм и динамика цветовых пятен.
Лет через пять-шесть сюжеты моих студийцев взрослеют - и посмотрите сами, какой удивительный мир они создают! Возможно, я пристрастен, но порой кажется, что среди детских работ попадаются настоящие произведения искусства.
Вот Катя Лимонова написала акварельный портрет подружки - и на месте сердца у нее нарисовано яблочко с зеленым листом. Потрясающая метафора! А у шестилетней Маши Гуськовой огромное солнце протягивает свои руки-лучи к каждой малой травинке на земле. Тим Чубаров-старший (в студию ходит также его младшая сестра Стеша) на выставке захотел разместить свою старую работу под футуристическим названием "Маскавачный" - и столь же абстрактного содержания. Есть работы на тему, которая категорически не могла иметь места в старые времена: "Праздник Покрова", "Сретенье".
Пройдясь по залам выставки, понимаешь: "Островок" - это суверенное государство со своими ценностями, заботливо выпестованными трудом души незаурядного педагога. За 10 лет своего существования студия приняла участие в семи городских выставках, в том числе в "Манеже". Последняя - единственная, которую помогли осуществить спонсоры.
- Спасибо им, - продолжает Слюсарский. - Но если бы наше дорогое, очень дорогое государство не душило нас, повышая арендную плату за помещение, и не увеличивало в десятки раз коммунальные услуги, если бы не то что помогало - не мешало работать... Группы у нас маленькие, плата чисто символическая, долги по коммунальным платежам и аренде растут... Но не хотелось бы, чтобы коммерция задушила то, что создавалось в "Островке" годами, - атмосферу непринужденности, естественности, доброты.
Одна беда - ни районные, ни городские власти не ходят на такие не престижные самодеятельные выставки.