Главная >> 5 >> 33

"СЛУЧАЙНЫЙ ПРОЦЕСС"

Творчество Эльфриды Елинек очень социально -сплошная социальная критика, местами переходящая в социальный гнев. И очень эротично


Последовательность и причинность присуждения очередной Нобелевской премии может рассматриваться как специфический вид "случайного процесса". Ситуация, когда предсказать событие невозможно, но задним числом объяснить - пожалуйста. Первое, что сказал лауреат-2000 Гао Синцзянь, что он этого никак не ожидал. И никто не ожидал. Однако, если посмотреть на предыдущих лауреатов: японца, ирландца, польку, итальянца, португальца, немца... то китаец напрашивается как-то сам собой. Смотрите: японец и китаец как рамка европейцам. А дальше пошли тринидадец индийского происхождения Видьядхар Сураджпрасад Найпол, венгр Имре Кертес, южноафриканец Джозеф Кутзее. И вот настал черед австрийской писательницы Эльфриды Елинек, аттестуемой как скандалистка, феминистка и бывшая коммунистка, которую наш читатель узнал по "Любовницам" и "Пианистке". Причем фильм "Пианистка" вышел на российские экраны раньше, чем русский перевод - на наши прилавки.


"Объективка"


Эльфрида Елинек родилась в Австрии 20 октября 1946 года (премия как бы специально подоспела ко дню рождения). Одаренная музыкантша, закончила консерваторию, преподавала. Первая книга, как положено, стихи - в возрасте двадцати одного года. Дальше пошли крупные формы. Роман "Любовницы" - 1975 г "Пианистка" - 1983-й. "Похоть. Роман-развлечение" - 1989-й. "Алчность" - 2000 год. А также эссе, статьи и публичные лекции. Феминизм и левизна, жесткая критика капитализма, бездуховности, порабощения женщин. Зато на персональном сайте во весь экран трогательный пятнистый олененок, этакий новорожденный Бемби. "Елинек" по-словацки, скорее всего, означает "олешек". Но при этом она - член компартии Австрии с 1974 по 1991 год. В дате выхода из партии есть что-то конъюнктурное, оглядка на распад СССР. Ну и ладно, не в том дело. Творчество Елинек очень социально - сплошная социальная критика, местами переходящая в социальный гнев. И очень эротично.


Сестры - "Алчность" и "Похоть"


Одинакова ваша примета. Елинек пишет замечательно. Когда описывает болезненную взаимную привязанность полусумасшедшей старухи-матери и ее совсем сумасшедшей старой девы-дочери. Когда повествует о тоскливой и бессмысленной жизни фабричного поселка, где все парни - алкоголики и олигофрены, а все девушки яростно дерутся, чтобы завоевать себе такого, извините, мужчину.


Однако социальность - это поверхность человека. Герои и героини "Любовниц" не могут соединиться, потому что они душевно примитивны. Они могут "расписаться" в ратуше, но это лишь попытка совместного ведения хозяйства при полном человеческом отчуждении. Утонченные и интеллектуальные герои "Пианистки" не могут соединиться, потому что не способны понять и принять внутренний мир друг друга.


Но когда Елинек переходит собственно к любви, у меня начинают гореть уши от безвкусицы. Невозможность человеческого, душевного единения мужчины и женщины заменяется судорожными потугами на "страсть". Пишу в кавычках, потому что эта страсть (она же алчность и похоть) почти полностью литературная, причем заимствованная, как говорится, еще из той литературы. Если бы из викторианских "романов для джентльменов"! Нет, из самодельных порнорассказов, которые мегабайтами шлют прыщавые авторы на соответствующие интернет-помойки. Возможно, впрочем, это специально так задумано. Постреализм. Описание жизни в стиле того, как эта жизнь сама себя описывает.


Но тогда следующий кандидат на Нобелевскую премию - это, конечно, Ирвин Уэлш с его наркоманами и хулиганами.


Комитет имеет право


Хотя нет, конечно. Основатель премии Альфред Нобель велел, чтобы награждали литературное произведение, исполненное идеализма. Не в смысле основного вопроса философии, разумеется, а в смысле стремления к прекрасному и высокому.


Говорят, нобелевку N 1 планировали присудить Льву Толстому. Это было бы фундаментально. Но он якобы не прошел именно по критерию идеализма, который в те годы крепко связывали с религией. Поэтому первым в списке лауреатов стал очень идеалистичный поэт Сюлли-Прюдом. Кто его сейчас помнит? Вы, уважаемый читатель, помните? Зато в энциклопедии он поминается как первый француз, получивший Нобелевскую премию. Первую к тому же. Что-то в этом есть бюрократически-иерархическое. Помнится, советская певица Мария Биешу сказала: "Я горжусь, что моя Ленинская премия -это первая Ленинская премия на молдавской земле". Смешно, но Эльфрида Елинек сказала совершенно то же самое, только наоборот: "Я не хочу, чтобы моя Нобелевская премия стала цветком в австрийской бутоньерке". Плохо себя чувствует, считает себя недостойной и вообще не обрадована, а обескуражена.


Ну не хочет и не надо. Пастернак и Сартр тоже отказывались от Нобелевских премий - по разным соображениям, правда. Однако в списках лауреатов они значатся и в командном зачете учитываются.


Бывают вообще странные случаи. О лауреате-2002 российский журналист написал обидные слова: "Живущего в Германии 73-летнего Кертеса вряд ли можно назвать большим писателем, и награду свою он заслужил скорее трагической судьбой". И ведь с ходу не проверишь - надо венгерский язык учить, а он очень трудный.


Что касается Елинек, то писательница она бесспорно хорошая. Не слабее Петера Хандке, которого она считает более достойным. Но люди из Шведской академии имеют право на свой выбор. Каприз награжденного - это тоже часть праздника. Праздник состоялся. Спасибо.