Главная >> 5 >> 33

Сквозное действие

Первое место присуждено музыкально-драматическому театру Астаны за спектакль "И дольше века длится день..." Фото Валерия Веденко


Завершившийся в Костанае ХII Республиканский театральный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Капана Бадырова (1904-2000), стал серьезным и обстоятельным смотром состояния современного театрального искусства Казахстана. Выяснилось, что и в нынешние, не очень-то благоприятные для театра времена, интерес к нему ничуть не меньше, чем раньше. В дни юбилейного марафона памяти выдающегося казахского драматического актера на костанайских сценах было показано тринадцать спектаклей: четко обозначились как бесспорные достижения, так и несомненные проблемы, о чем и шел подробный, откровенный разговор на обсуждении после каждого представления. Сегодня о своих впечатлениях рассказывают председатель и члены жюри - М. Байсеркенов и А. Сыгай, Ж. Хаджиев, Е. Туяков.


Маман БАЙСЕРКЕНОВ, народный артист РК, профессор Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, председатель жюри фестиваля:


- Мне, прежде всего, хотелось бы отметить прекрасную организацию самого фестиваля. Четко, слаженно, с действенной повседневной заботой о благоприятном творческом режиме большого и - не стану скрывать - сложного праздника современной казахстанской сцены работали опытные, хорошо знающие свое дело сотрудники Министерства культуры, информации и спорта. Самых добрых слов, искренней благодарности участников фестиваля заслуживают акимат Костанайской области (глава администрации региона Сергей Витальевич Кулагин открывал фестиваль, а по его завершении сердечно приветствовал лауреатов и дипломантов), областной департамент культуры.


Как известно, фестивальное жюри отметило лучшие актерские работы Жанат Чайкиной и Оразгали Абдильманова. Павлодарская артистка играла Медею в спектакле режиссера Е. Топенова по классическому сочинению Еврипида. Знаменательно, что фестиваль как раз открылся античной трагедией, бессмертным произведением, к тому же весьма нелегким испытанием для актерской индивидуальности. Отрадно, что в Медее Жанат Чайкина сумела соединить необходимый для этой героини (второй такой женщины нет в мировом драматургическом наследии) огненный, обжигающий болью и нетерпимостью темперамент с психологической точностью, сберегла тончайшие нюансы трагедийного повествования, показала, что, кстати, особенно ценно, огромную самостоятельную работу над ролью.


В вызвавшем крутые споры и резко противоречивые оценки спектакле "Аксакал" (по пьесе Шекспира "Король Лир") Алматинского областного театра имени Бикен Римовой заглавная роль в исполнении выдающегося актера Оразгали Абдильманова просто великолепна! Как не воскликнуть, обращаясь к молодому актерскому поколению, как не повторить чеканные грибоедовские строки: "Учились бы, на старших глядя!". Когда видишь, какие мучения претерпевает седовласый старец, влекомый "вихрем жестоких обстоятельств" , как горюет, как скорбит от злого несовершенства мира его чуткая и доверчивая душа, преисполняешься глубокой признательностью мастеру, сумевшему в одной из самых трагедийных ролей сыграть не только погибающего в водовороте несчастий и жестокостей Лира, но и не отступающего от своего нравственного кодекса рыцаря печального образа - Дон Кихота. Ясным светом подлинной человечности согрел наши сердца прекрасный актер Оразгали Абдильманов.


Немало замечаний и у меня, и у моих требовательных коллег вызвал отмеченный призом "За освоение казахской драматургической классики" спектакль Костанайского областного русского театра драмы и кукол "Карагоз" по трагедии Мухтара Ауэзова (перевод М. Ергалиева, режиссер-постановщик Е. Обаев). Исполнители главных ролей не очень-то хорошо представляют себе, какими должны предстать перед зрителями Карагоз, Срым, Нарша. Надеюсь, что наши детальные замечания и объяснения помогут усовершенствовать представление.Ведь в том же самом спектакле безупречно, с замечательным пониманием самой сокровенной сущности непростых степных характеров сыграли Р. Полухина (Моржан) и В. Колпаков (Тойсары). О властной, необыкновенно волевой хранительнице вековых обычаев и национальных традиций, о мудром аксакале, противостоящем приближающейся трагедии, образце терпения и спокойствия, в неординарном исполнении Р. Полухиной и В. Колпакова можно говорить долго и с восхищением.


Что же касается многих актерских работ, с которыми мы познакомились на протяженной фестивальной дистанции, можно сказать, что общие недостатки таковы: неоправданная экзальтация, агрессивная интонация, когда к месту и не к месту (по большей части, совсем не к месту) актеры повышают голос, монотонность плюс нечеткая дикция, недостаточная собственная работа над ролью. Слишком много внешнего, маловато глубокого, затрагивающего наши души переживания.


Аширбек СЫГАЙ, театральный критик, заслуженный деятель РК, лауреат Государственной премии, профессор:


- В сфере драматургии, если говорить прямо, пока не все обстоит благополучно. Мне не хватало открытий. Давайте обратимся к фестивальной афише. Три спектакля по прозе Чингиза Айтматова. Кто спорит, романы "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок"), "Плаха" , несмотря на то, что они стали известны более четверти столетия назад, и по сей день в постоянном поле читательского внимания, и сейчас вызывают интерес исследователей. Однако сценические интерпретации, на мой взгляд, все-таки не столь современны, как того требуют новые времена. Полагаю, что объяснение надо искать в том, что в стороне от пополнения сценического репертуара оказались профессиональные драматурги. Вот и приходится браться за перо то режиссерам, то театральным завлитам.


Пожалуй, именно к драматургии показанных спектаклей имелось больше всего претензий. Просто, слишком просто выстроенный сюжет, неумение создать увлекательную интригу, сочинить кипящий действием и противостоянием, точно сконструированный диалог. Иногда попытка "осовременить" старую пьесу (так произошло с давним сочинением Т. Ахтанова "Приблудный зятек" , сыгранным Республиканским корейским театром музыкальной комедии) приметами и подробностями сегодняшней действительности, "смешением наречий" , как мне кажется, приводит к явной потере художественности.


Приз "За лучшую женскую роль" достался павлодарской актрисе Жанат Чайкиной за исполнение роли Медеи. Фото Валерия Веденко


Есть определенный смысл в предложении особо отмечать решением фестивального жюри именно современные драматургические произведения казахстанских авторов. А пока опять-таки бросим взгляд на точный барометр - посмотрим, что же показали на ХII Республиканском театры страны. Столичный и Акмолинский областной - "И дольше века длится день". Павлодарский - старика Еврипида с его и по сей день актуальной "Медеей". Карагандинский - снова "Медея"... А на дворе, позвольте напомнить, новое столетие, невиданные сюжеты, неслыханные характеры! Пора им существовать не только в действительности, но и на отечественной сцене.


И, кстати, не зря столько раз произносился призыв к режиссерам и актерам: "Читайте! Побольше читайте". Уверен, если бы наши многоуважаемые авторы оригинальных пьес, а также немалочисленных инсценировок старательно проштудировали казахскую, русскую и зарубежную драматургическую классику, репертуар современной отечественной сцены существенно бы обогатился. Прибавлю, что хотел бы оставить за собою право через некоторое время вернуться к сюжетам и действующим лицам прошедшего фестиваля.


Жанат ХАДЖИЕВ, заслуженный деятель РК, режиссер Театра юного зрителя им. Г. Мусрепова:


- На одном из обсуждений я, может быть, недостаточно деликатно отозвался о показанном спектакле: "театр пятидесятых годов". Что поделаешь, некоторые представления позволяли именно так определить ветхозаветную, без дерзаний и открытий, режиссуру. Стандартные мизансцены, нежелание найти каждому актеру особенный, не повторяющий чужие, давным-давно устаревшие решения, контрапункт сценического персонажа. Отсюда и так называемый "пережим" , когда актер пытается убеждать не точностью интонации, а тем, что безоглядно рвет страсть в клочья, когда темперамент блекнет и тает, а в сцене верх берет чуть ли не истерика. Досадно, что такой непродуманный режиссерский подход сковывает одаренных актеров, мешает им проявить себя во всей самобытности, в цельном и интересном рисунке показать свое мастерство.


Новаторство, кстати, заметно явленное на фестивале, также не всегда бывает хорошо обдуманным и, что называется, точно просчитанным. Скажем, в спектакле Аркалыкского театра "Мунлык-Зарлык" на сцену выносят, как и требовалось по сюжету старинной легенды, сначала младенцев, а после... щенят. Не уверен, стоило ли так буквально воспроизводить подробности давнего сказания... Точно так же в финале стремительно и озорно сыгранного фарса по произведениям Аймаутова и Майлина создатели спектакля внезапно перешли от "комедии масок" к открытой публицистике, и веселое представление на глазах стало терять свою увлекательную театральную природу. Жюри отметило призом "За режиссерские искания" работу Оразали Акжаркына-Сарсенбека (фантасмагория М. и Г. Гаппаровых "Вечер ревнивых девушек, или Куклы" по произведениям И. Сайкаку и Р. Бредбери). Постановщику удалось, пусть и не всегда последовательно, выстроить зрелище достойного профессионального уровня, удалось не остаться в плену привычного, а наоборот - настойчиво придерживаться логики жанрового поиска.


Любопытным показалось мне и решение карагандинского режиссера Алимбека Оразбекова. В спектакле по пьесе Е. Разумовской Медею одновременно играют две актрисы. Это "раздвоение личности" с особенной проникновенностью подчеркивает такое состояние мятежной, сотрясаемой любовью и ненавистью души Медеи, когда, как писал поэт, "И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет".


В целом недельный фестивальный смотр призвал нас строже относиться к самим себе, решительно, но соблюдая - что очень важно - чувство меры, поддерживать новаторские поиски и, конечно, не менее решительно избавляться от груза обветшавших традиций и переживших себя режиссерских решений.


Есенгельды ТУЯКОВ, заслуженный деятель РК, главный художник Академического театра драмы им. М. Ауэзова:


- Мне, как главному художнику Театра им. Ауэзова, было очень интересно посмотреть "вживую" на работу моих коллег в областных театрах, что-то им, возможно, подсказать, а чему-то и поучиться. Кстати, сценография одного из фестивальных спектаклей - "Карагоз" Костанайского русского театра - принадлежит мне, и я отчетливо заметил как то, что удалось, так и то, что в дальнейшем мне хотелось бы исправить. Признаюсь, что с такой же пристрастностью отмечал я как удачи, так и промахи авторов декораций, реквизита и костюмов. Встречались досадные ошибки и "проколы" художников, однако немало и такого, что выполнено с любовью к ремеслу, с поисками "изюминки".


Работа талдыкорганца Оразгали Абдильманова в "Короле Лире" признана лучшей мужской ролью. Фото Валерия Веденко


Скажу о тех работах, что особенно понравились мне. Жюри отметило и, на мой взгляд, справедливо, сценографию двух работ М. Максутова - "Медею" (Павлодарский театр), а также "И дольше века длится день" (Акмолинский областной). В "Медее" М. Максутову удалось с редким художественным вкусом и безошибочной интуицией создать простое до суровости художественное пространство, передать трагедийную ауру античного драматического театра.


В айтматовском спектакле акмолинцев М. Максутов более всего точен и убедителен в воссоздании бытового антуража хорошо известного романа. Здесь художник старательно отбирает сценические детали, что обеспечивает не только достоверность, но и убедительность. Зрители мгновенно осваиваются в пространстве спектакля, ощущают не только житейский пласт произведения, но и его поэтическую, философскую направленность.


Хотелось бы отметить "стильное" оформление "Вечера ревнивых девушек" (Петропавловский театр, художник Г. Карбозова) и "Банкета" Семипалатинского театра (режиссер М. Али-Хусейн, художник Г. Канафина). В обоих спектаклях блистательно сочинены костюмы, впечатляет особенная картинность открывающейся взорам зрителей сцены. У семипалатинцев с большим вкусом исполнены и программка спектакля, и рекламный буклет, что, будем откровенны, немаловажно для большего впечатления. К театрам, относящимся с такой неподдельной любовью к своим поклонникам, и доверия больше.


Замечательно, что, несмотря на определенную стесненность в средствах, провинциальные сценографы старательно все препятствия преодолевают, более того, получают признание зрителей и знатоков и неуклонно осуществляют все новые и новые, не менее интересные, покоряющие выдумкой и изобретательностью замыслы.


Фестиваль завершен. Он принес добрые плоды, наглядно продемонстрировал, как серьезны проблемы, над которыми работать и работать, как необходимо решительное обновление отечественной сцены, тем более что нынешний год отмечен возвращением в культурную жизнь страны Союза театральных деятелей. Время легких задач окончательно уходит в прошлое, и есть надежда, что следующий - тринадцатый - Республиканский фестиваль подтвердит, что казахстанские театры, обозначив успешное, пусть и не без трудностей, восхождение в нарастающем темпоритме, продолжат "сквозное действие" в непростом пространстве современного сценического искусства.