Этой молодой паре всего полтора года. Официально регистрировать свои отношения жених и невеста не собираются. Говорят, ни к чему. И мечтают об одном - подольше прожить вместе, ну хотя бы лет: пять. 79-летний Иван Максимович Редкин и 75-летняя Мария Николаевна Кислицына живут в кемеровском доме престарелых и инвалидов. Живут вместе, дружной, любящей семьей.
Бойкая, шустрая хозяйка встречает меня у входа.
- Располагайся, мы люди простые и у нас все по-простому, - тараторит маленькая, кругленькая бабулька. Ее супруг степенно восседает на кровати, строгий, подтянутый, представительный, на отглаженном пиджаке - орденские планки, что и говорить - жених завидный.
'
'
- Будь как дома, - не может угомониться Мария Николаевна и протягивает мне коробку конфет, - угощайся.
В комнате идеальная чистота, на стенах картинки, всюду горшки с цветами, на подушках - вышитые хозяйкой накидки.
- Хорошо у вас.
- Стараюсь, как могу, уют создаю, - не без гордости, но скромно подхватывает хранительница очага.
- Видно, судьба у нас такая, быть вместе, - неожиданно начинает свой рассказ неугомонное очарование - Мария Николаевна. С чего все началось? Я живу здесь восьмой год, два года назад в дом престарелых пришел Иван, присмотреться, как и что. Побыл здесь немного и ушел, а я в это время как раз в магазин собралась. Иду, а он на остановке стоит. Подошла и говорю: "Если надо тебе чего, спроси. Все равно вместе жить будем". Ведь, как знала, что мы будем муж и жена, предчувствовала что ли.
Да и Иван Максимович ту, казалось бы, мимолетную, встречу запомнил. О свой незнакомке частенько вспоминал. Гадал, встретятся ли они еще или так и разойдутся их пути-дорожки. А когда решился и пришел жить в дом престарелых, стал всюду искать глазами ту самую женщину. И:
- Страшновато сначала было, стеснялись мы встречаться. Бывало, я в комнате отдыха носки вяжу, а он подойдет и рядом сядет, - вспоминает Мария Николаевна. - Наговориться не могли, сразу друг другу как родные стали. Характерами, видимо, сошлись. Я ведь для него носочки связала, когда мы еще дружили, но постеснялась подарить, зато он:
И счастливая жена взахлеб рассказывает, как красиво ухаживал Иван Максимович.
- Вот, это он мне часики подарил, - женщина протягивает руку. - И духи, духи французские, два флакончика! Мария Ивановна вмиг подскакивает с табуретки и через секунду уже обильно "поливает" меня подарком Ивана Максимовича. - Я же не духарюсь часто, берегу. - И приемничек, и платочек голубой он мне подарил. - Цветущая жена достает из шкафа семейную реликвию - тот самый голубой платочек. - Правда красивый?
Она с любовью и восторгом смотрит на того, кто одарил ее этими богатствами. А муж невозмутим и спокоен, он так же ровно сидит на кровати, для него все это - мелочь. Самым главным было другое - день, когда им с Марией Ивановной выделили отдельную комнату. Аккурат перед девятым мая, а это для Ивана Максимовича - двойной праздник, день рождения и День победы. Они выбрали комнату на солнечной стороне, здесь "повеселее" , и зажили вдвоем, душа в душу. Ни ссор, ни конфликтов, им делить нечего. По хозяйству друг другу помогают, семейный бюджет распределяют вместе, решения принимают сообща. А если кто-то приболел, все обязанности, а их в доме престарелых почти нет, берет на себя здоровый супруг.
- Да, много бабушек на Ивана поглядывало, а достался он мне, - выдает Мария Ивановна. - Сколько я здесь жила и хоть бы че. Ну пообщаешься с дедами и все на этом, а Иван: Любовь с первого взгляда у нас. Не думала я, что замуж выйду под старость лет. А чем он мне понравился? Спокойный, хороший, очень внимательный.
- Ну а вас, Иван Максимович, чем Мария Николаевна покорила?
- Добротой своей, - сказал, как отрезал, немногословный супруг.
- Ну а в любви-то вам Иван Максимович признавался? - спрашиваю.
- Как молодой что ли, - смеется женщина. - Он у меня слов на ветер не бросает, если и говорит что - по делу. Я и без слов все понимаю.
- Не верил я, что второе счастье обрету, - добавляет мужчина и вновь умолкает.
Ни Мария Николаевна, ни Иван Максимович, конечно, не думали, что под занавес жизни встретят любовь. Казалось, все переживания и чувства где-то позади. Мария Ивановна 12 лет назад похоронила мужа, с которым прожила больше 40 лет. Огород, хозяйство - одной не потянуть. Сын во Владивостоке, сколько раз звал к себе. Но она все решила по-своему и пришла в дом престарелых. Жены Ивана Максимовича тоже давно нет на свете. Умерла молодой от сердечного приступа. Говорить об этом мужчина не любит - больно. Всю жизнь он прожил в Прокопьевске и только несколько лет назад перебрался в Кемерово, поближе к двум дочерям. Решил, что не стоит мешать их семейной жизни, и пришел сюда, в дом престарелых. Дочери, Надя и Нина, частенько навещают отца.
- Спасибо им, приняли меня, как родную, - благодарит Мария Николаевна. - Приедем к ним в гости, чем только нас не угостят. И здесь бывают, праздники вместе отмечаем, сядем чайку попьем. Вон ту картинку и шкатулку нам зять подарил. В общем, довольная я.
О паре Ивана да Марьи в доме престарелых и инвалидов судачат постоянно. Конечно, и кроме них здесь есть парочки, но все они на виду, да и живут врозь. А Иван Максимович и Мария Николаевна стараются уединиться. Всегда вместе, душа в душу живут.
- А завидуют вам?
- Кто его знает, может и завидуют, мы же живем хорошо, - рассуждает супруга. - Другая бабка посмотрит на нас и подумает: "И я того же хочу". Знают же о наших отношениях. Недавно Иван лечился в здравнице, вечером домой возвращался обязательно с гостинцем. То пирожное, то конфетку принесет. Мне приятно, жуть. А как другим не знаю, может и завидно. Одного хотим - прожить подольше. Лет пять-то поди протянем, а, Иван?
- Ну, нет, когда загадываешь, ничего не получается, - возражает муж. - Как будет, так и будет.
- А мы как загадаем, так и сбудется, - не унимается Мария Ивановна. - Я тебе не дам постареть, всегда тебя развеселю, со мной, ты же знаешь, не соскучишься. Мы все, и работу, и заботу за столько лет испытали, а теперь живем как в сказке, каждой минутой наслаждаемся. Вот только бы подольше: