Главная >> 5 >> 33

ПО ШАРАМ

Воздухоплавание в стиле братьев Монгольфье сегодня стало не только светским развлечением, но и весьма привлекательным для спонсоров видом спорта


ПОЛЕТ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ - ЭТО глоток обретенной свободы, приправленный дозой адреналина и легким холодком ужаса: а вдруг так и будешь летать без права на приземление? Даже если вы до этого еще не побывали на Эвересте, ощущение будет таким, что он вам покорился. "Невероятно, восхитительно, потрясающе... Это лучший подарок, который я когда-либо получала на день рождения", - призналась одна из дебютанток воздухоплавания, когда оказалась вновь на земле. Помимо захватывающих эмоций настроение поднимает и традиционный бокал шампанского - неизменный с конца XVIII века, когда свои первые вылазки в небо совершал Жан Франсуа Пилатр де Розье.


Пилатр де Розье считается крестным отцом воздухоплавания: он первым поднялся в небо на шаре 21 ноября 1783 года. Неудивительно, что благодарные французы с помпой отпраздновали 250-летие своего соотечественника в этом году. Эпицентром празднований стал городок Тионвиль, где с июля до середины октября проходят многочисленные фестивали воздушных шаров, ярмарки, показательные выступления, встречи с именитыми пилотами и одна из самых престижных гонок на длительность пребывания в воздухе - Кубок Гордона Беннетта на газовых шарах, проводящийся под эгидой Международной авиационной федерации. Эта гонка, впервые стартовавшая в 1906 году, так же знаменита и овеяна ореолом традиций, как, скажем, Кубок Америки в парусном спорте, и собирает самых опытных пилотов из многих стран мира. Обычно представлены Франция, США, Бельгия, Германия, Япония, Венгрия, Польша, Швеция, Швейцария, Австрия. Пилоты, а в каждой команде два человека, стартуют на шарах объемом около 1000 кубических метров, наполненных водородом или гелием. Побеждает та команда, которая совершит самый дальний перелет. Арена для демонстрации мастерства - вся Европа. Правда, если команда приземляется на море, результат аннулируется. Шары дрейфуют на высоте от двух до трех километров, причем пилоты иногда проводят в корзине размером один квадратный метр от одного до четырех дней! Понятно, что помимо хорошей физической формы и твердости духа пилотам необходимо учитывать малейшие изменения ветра - без него шар абсолютно беспомощен. Чтобы понять, куда дует ветер, в воздух запускается шарик вроде метеозонда, который, возносясь вверх, указывает высоту и направление воздушных потоков. В качестве балласта на борт загружаются мешки с песком и баллоны с водой. Старт Кубка Гордона Беннетта производится ночью при полной луне - зрелище поистине феерическое. Это уже стало традицией, как и проведение следующей гонки на родине победителя предыдущей. Так, например, три года подряд гонку выигрывали братья Лейс из Франции, вот почему и в этом году Кубок Гордона Беннетта в четвертый раз прошел на родине первых воздушных шаров.


Шаровая лихорадка


Привлекающий туристов разноцветными шарами Тионвиль сверкал, как елочная игрушка, когда здесь проходил фестиваль Balloons of Light. И это не единственный пример подобных фестивалей. Такие праздники воздухоплавания популярны в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и во многих странах Европы - Англии, Бельгии, Швеции или Чехии. Более б миллионов зрителей ежегодно наблюдают за сотнями соревнований такого рода - летом они так же популярны, как автогонки или бейсбол в Америке. Рекламодатели учитывают это и весьма охотно размещают свои логотипы на шарах. Одна известная компания, производящая фотоаппараты, даже проводила биеннале в 1996 году, собрав полтора миллиона зрителей за девять дней - все пришли поглазеть на шары! Неудивительно, что появилось много фирм, поставляющих опытных пилотов для заказываемых корпорациями шаров. Это особое искусство - зависнуть где-нибудь над Нью-Йорком или Лондоном и перемещаться в строго рекомендуемый фирмой-заказчицей квадрат, так что пилоты корпоративных шаров - профессия редкая.


За рубежом существует много фирм, организующих отдых на шаре. Скажем, проведение уикенда в замках Франции обязательно сопровождается прогулкой на шаре, для французов это как партия в теннис - событие, которое нельзя отменить. Некоторые компании сочетают воздушные экскурсии с чем-то еще более экзотическим. Скажем, простая прогулка на шаре обойдется вам в 160 долларов, полет в сочетании со скайдайвингом (прыжки с парашютом с элементом свободного полета) - 395, шар и рафтинг -подешевле, всего 246. Но если вы настроены на действительно незабываемые впечатления, закажите венчание на шаре. Вместе с отличным ужином это обойдется в какие-то 1250 долларов. О безопасности подобных эскапад беспокоиться не стоит: конкуренция на рынке этих услуг так высока, что выживают только самые высокоорганизованные компании.


Конечно, положиться на опытных пилотов не так уж глупо, но есть еще и те, кто хотел бы попробовать пилотировать сам. Скажем, чтобы получить лицензию пилота в США, надо сдать письменный экзамен в федеральном агентстве, прослушать определенное количество лекций, а главное - налетать 35 часов на шаре. Сдать подобный экзамен способен каждый гражданин начиная с 1 б лет. Верхней возрастной планки нет: есть любители, которые летают и в 80! "Водить" воздушный шар не так-то просто: надо следить за тем, чтобы не унесло в озеро или в лес, чтобы не закончился в самом неподходящем месте газ для горелок, чтобы не повредить линии электропередачи при посадке. Собственно, приземление контролирует ваша команда, которая выезжает к месту "парковки", когда вы только сообщите о своем прибытии по рации. Обычно это расстояние составляет около 20-30 километров. Вас не только должны снять с шара, но и помочь его сложить. Обычно на это уходит около 15 минут, как, впрочем, и на то, чтобы надуть шар. Лучшее время для полетов - утро, сразу после восхода солнца, и вечером, перед закатом. Ветер в это время минимален, что позволяет парить и обозревать землю с высоты птичьего полета, не опасаясь быть унесенным в дальние дали. Время относительного безветрия обычно составляет два часа, а скорость движения шара примерно 1 б километров в час. Можно, конечно, летать и ночью, но большинство баллонов к этому не приспособлены.


Цена собственного шара сопоставима с ценой хорошего автомобиля. Наиболее популярные спортивные модели обойдутся вам в 18-25 тысяч долларов. Необходимая экипировка - радиосвязь, вентилятор для нагнетания горячего воздуха, запасы газа, веревки, комплект оборудования в случае поломок и прочее - потянет на 2-5 тысяч и более. Можно, конечно, поискать и подержанные шары. В среднем одной оболочки хватает примерно на 500 часов полетов. Если учесть, что спортивные пилоты летают примерно 35-75 часов в год, понятно, что одного шара вам хватит на долгое время. Полет на горячем воздухе относительно дешев - 10-50 долларов, но при этом надо взять с собой на борт 10-20 баллонов с пропаном. В среднем один час полета обходится в 57 литров пропана. Полеты на теплом воздухе и газе потребуют команду, которая поможет вам наполнить баллон, причем наполнение газом займет много часов. К тому же один полет на гелии стоит от 1000 до 3500 долларов. Есть, правда, комбинированные шары, сочетающие наполнение горячим воздухом и газом. На таком шаре Брейтлинг Орбитер обогнул земной шар в 1999 году. Однако в любительском воздухоплавании эти шары почти не применяются. Любопытно, что в США зарегистрировано 3500 шаров и 4000 лицензированных пилотов. Еще около 1000 шаров активно используются в других странах.


И немного о спорте


Воздухоплавание на воздушных шарах -весьма популярный во всем мире вид спорта. Международная авиационная федерация, в которую входит около 100 стран мира, проводит чемпионаты мира и Европы. К тому же полеты на шарах включены в программу Всемирных авиаигр. Этот любительский вид спорта поначалу требует от спортсменов значительных вложений. И только потом, по мере продвижения наверх в мировом рейтинге пилотов, появляется возможность найти спонсоров, желающих разместить свой логотип на покатых боках шара. Скажем, победителем чемпионата мира 2002 года по газовым шарам стал Дэвид Барефорд, врач-гематолог из Великобритании. За 30 лет, отданных этому увлечению, Дэвид налетал более 2500 часов. Со своей женой Карен он тоже познакомился на соревнованиях.


На чемпионате мира участникам обычно дается 15 задач, причем за один полет можно выполнить несколько. Максимальное количество очков за выполнение одной задачи - 1000, но от них обычно отнимаются штрафные, например за ошибки при приземлении. Задачки могут быть на точность приземления, на изменение направления движения и другие. В десятке ведущих пилотов мира в основном американцы, немцы, англичане. Во втором десятке оказался Сергей Белорусов, пилотирующий шар "Украина". Россияне Сергей Виноградов, Сергей Баженов, увы, пока только в конце первой сотни. Им еще предстоит много работы.


Как считает известный пилот Брюс Комсток, мастер затяжных полетов, в этом виде спорта преуспеть могут только перфекционисты. "Я верю в успех, - говорит Брюс. - Чем тяжелее я работаю, тем удачливее становлюсь".


***


КАК ЭТО БЫЛО


Двести лет спустя


Первые неудачные попытки запустить в небо шар-аэростат с теплым воздухом без человека на борту совершили братья Жозефи Этьенн Монгольфье. Наконец 4 июня 1783 года шар все-таки поднялся в воздух на 1000 метров. То была прелюдия "эры легче воздуха". 19 сентября 1783 года по просьбе короля Людовика XVI Этьенн повторил опыт недалеко от Версаля. Первыми пассажирами шара были овца, утка и петух. После воздушного дебюта Пилатра де Розье, побывавшего в воздухе, следующий шаг опять сделал Этьенн Монгольфье, создавший шар из шелка размером 20 метров в высоту и 1 б в диаметре. "Шарик" сумел продержаться в воздухе 20 минут: за это время братья Монгольфье пролетели более 12 километров.


После первых обнадеживающих результатов с горячим воздухом настал черед шаров, наполненных газом. Причем за дело взялись ученые. Так, например, физики Жак Шарль и Николас Роберт накачали шар объемом 800 кубических метров водородом и преодолели 36 километров за два часа 27 августа 1783 года. С тех пор полку экспериментаторов прибыло. Скажем, первыми пересекли Ла-Манш 7 января 1785 года Жан Пьер Бланшар и доктор Джон Джеффрис, тоже наполнившие свой шар водородом. Аналогичные перелеты стали распространяться в Великобритании, Италии и даже США. Любопытно, что шары быстро вошли в моду, так что тема воздухоплавания стала возникать в различных предметах интерьера, посуде, отделке зеркал, инкрустации мебели, шкатулок, ювелирных изделий и т. д.


Шары на теплом воздухе вскоре были вытеснены газовыми ввиду их удобства. В XVIII веке процесс разогревания воздуха требовал дров или хвороста на борту. Если учесть, что сами шары были из шелка или тафты, возгорание "средства перемещения" было более чем реально. Зато газовые шары оставались герметичными, если не считать "хвостик", через который подавался газ. В шары закачивался водород, полученный в 1766 году Кавендишем. В конце XVIII века французская армия уже вовсю использовала шары на своих позициях. Шарики просто поднимались на "якоре", а пилоты-разведчики докладывали, что творится на позициях противника. В начале XIX века шары стали использоваться для развлечения в праздники и в особо торжественных случаях. Скажем, во время свадьбы Марии-Луизы и Наполеона в 1810 году или четырьмя годами позже, когда парижане приветствовали возвращение Бурбонов в свою столицу. Век спустя воздухоплавание на шарах стало еще и спортом -гонка Гордона Беннетта тому пример. В 60-е годы прошлого столетия наметился ренессанс шаров с горячим воздухом. Толчком послужила война во Вьетнаме. Американцы решали задачу, как позволить своим парашютистам подольше зависать в воздухе, чтобы не приземлиться по ошибке на позиции неприятеля. Придумали экипировать парашютиста небольшой горелкой и резервом газа, чтобы поддувать парашют теплым воздухом и таким образом тормозить приземление. Позднее эта идея была развита, а появление современных материалов типа нейлона, покрытого полиуретаном, позволило создавать поистине уникальные по расцветке и дизайну модели шаров. Хворост заменил жидкий пропан, но корзина по-прежнему используется плетеная.