Главная >> 5 >> 33

Быть учителем в России... Самая мирная профессия, которая сегодня требует мужества

В Московском городском Доме учителя прошли VIII Соловейчиковские чтения


Первое октября - день рождения Симона Львовича Соловейчика, первого и самого главного редактора нашей газеты. В этот день вот уже несколько лет традиционно начинаются Соловейчиковские чтения в Московском Доме учителя. А еще эти чтения проходят всегда накануне Дня учителя. В соединении дат есть и замысел, и простое совпадение - мы сами наполняем их смыслом и содержанием.


Чтобы встретиться с единомышленниками, пообщаться со знаменитыми педагогами, укрепиться в своем призвании, сюда съезжаются учителя и просто неравнодушные к школе люди со всей России.


Ежегодные встречи учителей, конечно, праздник. Приподнятая атмосфера, которая царит на них, заложена педагогической философией самого Соловейчика, который был уверен, что "все, что не пропитано поэзией, образованию вредно".


Так было и в этот раз. Хотя тема чтений была не поэтической, а драматической: "Что значит сегодня быть учителем?".


Выступая на открытии, главный редактор нашего издательского дома Артем Соловейчик говорил о трагедии в Беслане...


Соловейчиковские чтения всегда начинались с музыки. А в этот раз музыка и слова соединились - там, где становилось трудно, почти невозможно говорить, речь продолжала скрипка.


- Учитель, - говорил Артем Соловейчик, - находящийся вместе со своими учениками в заложниках, спасающий детей, - это тоже входит теперь в учительскую профессию. Всегда входило, но не всегда время предъявляло учителю столь жестокие требования.


- Теперь ответ на вопрос "Что значит сегодня быть учителем?" - продолжил разговор Эдуард Днепров, бывший министр образования, - звучит так: надеяться только на себя. Учитель заботится сегодня о детях, которых бросило государство. И не только в Беслане.


И еще одно доказательство тому, сказал Эдуард Дмитриевич, - внесенные Думой поправки в Закон "Об образовании", которые ограничили свободу школы, свободу учителя.


Но чтобы ни происходило, учитель - человек, которому нельзя отчаиваться. Это свойство профессии. И потому на мастер-классах и "круглых столах" шел острый, серьезный разговор о природе и смысле учительства.


Нина Аплахвердова-Соловейчик говорила, что человек всю жизнь пребывает в положении то учителя, то ученика и переход из одного состояния в другое плодотворен. Учительство же только тогда обретает свой подлинный смысл, когда обусловлено не только образованием и должностью, но и наличием и признанием за человеком внутренних полномочий на воспитание других.


Мастер-класс педагога из Петербурга, автора "Родительской газеты" "ПС" Ирины Хоменко, был посвящен профессиональной деформации в работе учителя.


Почему Соловейчик не написал учебник педагогики? Просто не хватило времени, сил или для него это было принципиально: учебника по педагогике не может быть? Эти вопросы, поставленные Николаем Крыщуком, вызвали острое обсуждение. И вдруг показалось, что усилиями людей, сидящих в зале, такой учебник можно создать. Учебник, в котором искусство и ремесло соединяются не по законам формальной логики, а по законам духовных процессов, по знаменитой формуле Соловейчика: "100% искусства и 100% ремесла".


А учитель и журналист Анатолий Берштейн, автор и герой недавнего материала "ПС" "Оренбургские максимы", вызвал бурную дискуссию своими рассуждениями о том, возможно ли воспитание без педагогики.


В "Педагогическом гайд-парке" Александра Лобка сквозной была мысль о необходимости внимательно относиться к природе ребенка. Прежнее общество стремилось к воспитанию людей-функций, нынешнее - нуждается в свободных людях. Но все мы живем в реальном мире. Поэтому-то в разговоре о воспитании свободного человека прозвучал и тревожный вопрос: действительно ли нынешнее общество нуждается в свободных гражданах?


...На чтениях было особенно много молодежи. Нам кажется, что это добрый знак, который дан нам именно сегодня, когда быть учителем в России так непросто.


На чтениях, как всегда, было много особенных людей - учителей совсем не звездных репутаций, со сложными судьбами и светлыми лицами. И даже не причастному к педагогике человеку от общения с этими людьми становилось понятно: им можно доверить детей. Им хочется доверить своих детей.


Подробный отчет о чтениях читайте, пожалуйста, в следующем номере