НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ 11 ОКТЯБРЯ ВЫЙДЕТ В ЭФИР СЕРИАЛ ПО РОМАНУ ВАСИЛИЯ АКСЕНОВА "МОСКОВСКАЯ САГА". Фильм СНИМАЛИ ДВА ГОДА. В ОЖИДАНИИ ПРЕМЬЕРЫ С СОЗДАТЕЛЯМИ СЕРИАЛА ПООБЩАЛАСЬ КОРРЕСПОНДЕНТ "ОГОНЬКА"
Свою сагу Аксенов писал, вдохновляясь небезызвестной "Сагой о Форсайтах". Действие киноромана начинается в 1925 году - с юбилея загородного дома в Серебряном Бору.
Торжество затеяла супруга хозяина Мэри Вартановна (Инна Чурикова). Среди обитателей дачи - сам хозяин, профессор хирургии Градов (Юрий Соломин), его старший сын Никита с женой (Александр Балуев и Екатерина Никитина), дочь-поэтесса Нина (Ольга Будина), слепо увлеченная злобным завистливым большевиком Семеном (Дмитрий Ульянов), младший сын - идейный марксист Кирилл (Алексей Зуев). Из гостей самое интригующее впечатление производит артистически-ироничный герой Андрея Смирнова, только что прибывший из Англии. Всех этих людей несентиментальная судьба будет разлучать, сводить, подвергать испытаниям - от любовных драм до ужасов ГУЛАГа. Но все они будут стремиться в этот теплый дом, где им всегда было хорошо.
Впрочем, "Московская сага" - не только семейная история. В ней участвуют такие исторические персонажи, как Иосиф и Василий Сталины (в роли Василия - Сергей Безруков), Фрунзе (Игорь Скляр), Тухачевский, Блюхер, Берия. Все артисты очень стараются, однако такие зубры, как Смирнов, Чурикова и Соломин, работают на порядок тоньше и разнообразнее остальных и зачастую вытягивают сцену исключительно за счет личного мастерства. Но то хорошие артисты. Что до плохих - с ними режиссер ничего поделать не в силах. Свидетельство тому - чудовищный эпизод ожидания Сталиным доклада об устранении Фрунзе, когда начинающий диктатор бессмысленно болтается по собственному кабинету. То заглянет в глаза бронзовому Марксу, то снимет телефонную трубку и воззрится на нее, как Гамлет на череп бедного Йорика.
Один из парадоксов проекта состоит и в том, что главный "государственный голос" Советского Союза Иосиф Кобзон приглашен в сериал, снятый по роману ведущего диссидента. Причем исполнять он вынужден нечто несусветное:
Ночи без сна. Мир и война. Вечная схватка тьмы и света.
Правде верна, песня слышна, что нашей жизнью пропета.
Можно не сомневаться, что зрителю будет любопытно наблюдать в фильме если не схватку тьмы и света, то по крайней мере борьбу человечной интонации с фальшиво-государственнической.
То есть пафоса с шепотом. Подлинных, щемяще-трогательных бытовых подробностей с режущим глаз "новоделом" в костюмах и интерьерах. Словом, подлинного с искусственным. Будем надеяться, подлинное победит.
...При входе в ресторан, расположенный в знаменитом здании Речного вокзала со шпилем и тарелками на фасаде, музыканты, отсвечивая медью, вдохновенно выводили "В городском саду играет духовой оркестр..." Продавщица в хлопчатобумажном пыльнике и штиблетах из эпохи 40-х потчевала званых гостей пузатым эскимо из деревянной наплечной коробки-холодильника. Белозубые официанты тут же обносили вином в хрустальных бокалах. На террасе гости сливались с парами статистов, чинно фланировавших под руку - дамы в крепдешине с крылышками, мужчины в солидных "тройках" с накладными плечами. Из числа известных публике персонажей презентацию "Московской саги" посетили автор романа-первоисточника Василий Аксенов, артисты Юрий Соломин, Виктория Толстоганова, Дмитрий Харатьян, Кристина Орбакайте, Марина Яковлева. К сожалению, не появились Инна Чурикова и Александр Балуев. Корреспондент "Огонька" уточнил некоторые подробности у режиссера фильма.
Дмитрий БАРЩЕВСКИЙ, режиссер:
"Это был настоящий семейный фильм..."
- В начале фильма Чурикова и Смирнов трогательно друг друга обнюхивают после долгой разлуки, и героиня Инны Михайловны даже улавливает некую эманацию туманного Альбиона, откуда только что прибыл друг дома. А скажите, с какими ароматами связана для вас сама советская эпоха, ставшая предметом реконструкции в фильме?
- Знаете, день рождения моей мамы выпадал на 30 апреля, так что 1 мая всегда приходили гости. И поскольку мы жили на улице Горького, то в этот день я просыпался от запаха... танковой солярки. Это был запах праздника, играла музыка, Левитан вещал: "Говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза". И я был счастлив. Праздники устраивались потрясающие, это было очень здорово, возникало чувство единой семьи.
- Кстати, о семье. Ваша супруга написала к кинороману сценарий, ваш сын - продюсер этого сериала, а дочь взяла на себя кастинг. Этот проект изначально задумывался как семейный подряд?
- Да, в кино это абсолютная традиция. Возьмите любую киносемью: Чурикова и Панфилов... Ромм - Кузьмина... Киносъемки - такая работа, что приходится буквально выпадать из семьи, если близкие не задействованы в проекте.
- Один из главных героев "Московской саги" - это родовой дом: дача клана Градовых в Серебряном Бору. В кадре появляется подлинная постройка или отстроенная на натуре декорация?
- Это подлинная дача Косиора - с 1938 года в ней никто не жил, на ее месте были руины. Мы их выбрали вместе с Василием Аксеновым и его сыном Алешей...
- А кем Аксенов-младший был на картине?
- Арт-директором. Василий Павлович нам его рекомендовал. Алексей отлично понимает материальную культуру и хорошо передал мир той эпохи. Так вот мы нашли разрушенную дачу в Серебряном Бору, она была отстроена, и теперь там можно жить. Причем правительство Москвы отдало нам ее безвозмездно.
- Вам?
- Не мне лично - картине, для съемок. Мы сняли и ушли. Теперь Первый канал хочет, чтобы дом стал музеем "Московской саги".