Главная >> 5 >> 33

ЭТО ПОЕТ РОДИНА!

Как мы отметили 90-летие со дня рождения Виктора Бокова


День рождения выдающегося поэта и песенника современности Виктора Федоровича Бокова приходится на Михайлов день - 19 сентября, когда по народному календарю приходят на землю первые заморозки. Я специально не писал статью "навстречу" 90-летнему юбилею живого классика русской, советской поэзии, хотел побывать на его родной Радонежской земле, в славном Сергиевом Посаде, где во Дворце культуры имени Гагарина проходили главные и очень теплые торжества. Но накануне в родной деревне Язвицы, где открыт прекрасный дом-музей поэта ("Советская Россия" писала об этом выдающемся событии культурной жизни России, не замеченном центральными телеканалами, в сентябре прошлого года), и в наукограде под легендарным именем Пересвет прошел фестиваль боковской песни "Любовь моя - Россия". Съехались коллективы из 21 города и села, включая гостей из Коломны, Дубны, Калязина, взахлеб пели песни на стихи русского Леля от "Оренбургского пухового платка" до этой "Лен, лен, лен, кругом цветущий лен!" (где он теперь в Подмосковье?), радовались общению и бабьему лету.


Ну а в воскресенье в Сергиев Посад приехал сам патриарх поэзии и снова, несмотря на почтенный возраст, читал стихи, пел русские и украинские песни вместе с замечательными певицами Александрой Стрельченко, Анной Литвиненко, Еленой Калашниковой. Как всегда, Сергиево-Посадский район усилиями главы администрации Василия Дмитриевича Гончарова и его команды, вернувшейся к работе ("грязные" выборы признаны в районе недействительными, но это - особый и злободневный разговор!), сделали все, чтобы праздник прошел на высочайшем и человечном уровне. Что поразило и огорчило? Обычное стремление больного государства не понимать остатков проявлений духовного здоровья, демонстрировать неумное желание свести торжества по случаю уникальной даты замечательного поэта к районному уровню: ваш, мол, земляк - вы и празднуйте!


Россия моя не книжная,


Россия не кабинетная,


Россия моя булыжная,


Россия моя приметная!


Россия моя лапотная,


Россия моя ропотная,


Лыковая, латаная,


Ты - поле истории опытное.


На этом опытном поле, конечно, такие некнижные поэты искрометного, истинно народного склада совершенно не нужны, даже опасны, потому как совестливы и неуправляемы. Вот лживые постмодернисты или холодные космополиты вполне для власти подходят. Именно они получают не только "Буккеры", но и Государственные премии.


На последнем съезде писателей в Орле Станислав Куняев взволнованно говорил с трибуны: "Приближается 90-летие Виктора Бокова, не упустить бы этот замечательный юбилей!". Ну вот прошел вечер на родине поэта - не было никого даже из правительства Московской области, награды вручила только Академия российской словесности, приветствовали юбиляра со сцены лишь местные писатели да я как всегдашний ученик Мастера. В зале была только одна телекамера местной студии. Разве это уровень признания неоспоримых заслуг!


В книгу "Повечерие", которую довелось мне с радостью редактировать, Виктор Федорович включил такие горькие строки:


Меня замалчивают правые,


Меня замалчивают левые.


А я хожу с косою травами,


Целую кашку нежно-белую.


Подъемлю я свое двуперстие


Со староверами по-прежнему.


Дарю всех тружеников песнями


И потчую стихами нежными.


И труженики откликаются всем сердцем на это потчевание, едут из разных городов и весей, подпевают, верят волшебнику слова. Но меня вновь поражает, что даже в годину страшных испытаний для России и пустых разглагольствований о сплочении нации, ни раздвоившееся Министерство культуры, ни другие государственные и общественные инстанции не могут достойно отметить и плодотворно использовать такое событие в духовной жизни России - 90-летие Виктора Бокова - старовера от поэзии в пушкинском смысле верности служения Слову. Смешно сказать, но даже современного лазерного диска с песнями на стихи Виктора Бокова не издано к юбилею. Так судьбе было угодно, что первую же программу, которая вышла в эфир на возрожденном радио "Резонанс", мы посвятили Виктору Бокову, так снова пришлось наскребать песни из разных дисков и магнитных альбомов. Собрать их, пока находятся в прекрасной творческой форме все исполнители боковских песен, - вот что должно было сделать управление, а теперь аж Министерство культуры Московской области, готовящееся к своему 75-летию. Хоть бы уважение к более старшему имели, если не хватает осознания всего значения такого уроженца подмосковной земли! Помню, один аспирант написал: "В Сергиевом Посаде есть только два известных писателя: Авраамий Палицын XVII века и наш современник Виктор Боков".


Сам Боков с улыбкой вспоминает: "Меня ведь выдвигали на Государственную премию. Помню, на заседании секретариата правления Союза писателей Сергей Михалков сказал: "Витя, ты настоящий поэт и заслуживаешь Госпремии. Но премию дали другому. Почему? А ты подумай...". Теперь-то чего думать? Лагерное прошлое ныне стало не бременем вины и несправедливости, но предметом гордости, а у некоторых членов "Мемориала" и политической спекуляции. Острота языка и независимость у нас на словах приветствуются: вот на экране несут что угодно и не урезонишь - свобода слова. Так чем Боков по-прежнему неугоден? Наверное, одним: верностью России - крестьянской, православной, советской, булыжной и лапотной, но только не кабинетной. Вот кабинеты его и не жалуют.


12 октября в зале имени П.И. Чайковского состоится столичный вечер поэзии и песни Виктора Бокова. Посмотрим, чем блеснет кабинетно-паркетная Россия, как поздравит и что покажет на государственных телеканалах? А мы, ученики и почитатели светлого боковского таланта, снова придем почествовать Мастера, поаплодировать его душевной молодости и прочитать ему стихи.


* * *


Боков был знаком когда-то с теми,


От кого теперь простыл и след...


Как взошел он, как взлетел на сцену


На своем - каком! - десятке лет.


Русский Лель, он остается с нами -


С теми, кто явился в свой черед.


Разными пошутит голосами,


Хохотнет, автограф свой черкнет.


С легкими седыми волосами


Запоет и зал - не разберет:


То ли это мы подпели сами,


То ли это Родина поет!