Константин Сергеевич КРЮЧКОВ родился в 1941 году. Окончил Московский автодорожный институт. Работал мастером на строительстве дорог, монтировал и налаживал асфальтобетонные заводы по всему Советскому Союзу. В производственном объединении "Асфальтобетон" работает с 1973 года: начинал механиком, был главным инженером, сейчас возглавляет ЗАО "Асфальтобетон". Ветеран труда. Женат, две дочери, два внука.
Константин Сергеевич, название вашей фирмы говорит само за себя. Вы с двумя этими строительными субстанциями, судя по биографии, что называется, на короткой ноге. Технологии их производства отработаны до мельчайших нюансов. Что тут может быть нового? Рутина...
- Москвичи обычно видят лишь дорожные асфальтоукладчики, катки на магистралях или машины, везущие готовый бетон на стройки. Отсюда и все их познания о нашей работе. Между тем бетон бетону рознь, асфальтовые смеси тоже подчас кардинально друг от друга отличаются. Появляются новые виды цементов и битумных смесей, совершенствуются технологии, разрабатываются новые модели дорожной техники, устанавливается оригинальное оборудование на асфальтобетонных заводах. За всем этим нашим специалистам необходимо следить, постоянно обновлять знания, чтобы не отстать от современного уровня.
Впрочем, может, вы и правы по поводу рутины. Но это та рутина, на которой держится жизнь. Скажем, асфальт и бетон по-прежнему остаются альфой и омегой строительства, без них никуда. Стройки остановятся, если мы не будем поставлять точно в срок качественные смеси. За этим качеством следят наши службы, да и сами строители не дремлют.
Что же касается видов асфальта, то имеется масса вариантов: песчаные, крупно- и мелкозернистые, которые тоже отличаются друг от друга. На строительстве дорог, например, сначала на щебенку укладывается 6-7-сантиметровый слой крупнозернистого, затем - слой мелкозернистого. То же самое с бетоном - в зависимости от марки цемента, от требований строителей. Все эти заказы мы готовы исполнить.
- И все равно, как мне кажется, специализация у вашего предприятия довольно узкая.
- Я бы так не сказал. Кроме четырех асфальтобетонных подразделений, которые выпускают "первичный товар", есть у нас 15 дорожных бригад. Ставим мы и подпорные стенки, заливаем трещины на дорогах, недавно даже в Кремле переложили более 40 квадратных метров брусчатки -есть у нас свои классные плиточники и бетонщики.
Сотрудничаем с Доринвестом, с префектурами Западного, Южного, Северо-Восточного округов Москвы, с городком космонавтов, с учреждениями МВД, вели работы в Бутырке и Матросской Тишине. На Северном Кавказе монтировали асфальтобетонные заводы. Словом, можем-то мы многое - мощности наши рассчитаны почти на миллион квадратных метров асфальтовых покрытий, изготовление 5 тыс. тонн бетона под бортовой камень. К сожалению, для нашего коллектива, в котором трудятся около 400 человек, не хватает заказов. Город, конечно, помогает, но и на стороне приходится работу искать. Нам ведь не только исходные материалы приходится приобретать, зарплату людям платить, но и технику закупать, запасные части, да мало ли расходов.
- Техника отечественная?
- Не только. Например, в середине 90-х гг. наладили контакты с югославским предприятием "Гоша". Оно выпускало оборудование для наших нефтяников и газовиков, но кое-что мы присмотрели и для себя - например, асфальтоукладчики.Производительность и качество этих машин было отменным. В свое время они наладили контакты с немецкими машиностроителями, долго сотрудничали и наконец получили от них лицензию и товарный брэнд. Эти асфальтоукладчики на гусеничном ходу, они в дорожном строительстве надежнее, поскольку способствуют более плотному и ровному наполнению дорожного полотна, то есть не допуская волн на асфальтовом покрытии, которые возможны при работе колесных укладчиков. Хорошо зарекомендовали себя сербские катки.
- Но ведь сербы по сути лишь посредники между нами и немцами. Не проще ли работать с Германией напрямую?
- А цена? У немцев она намного выше, чем у наших братьев-славян. Хотя кое-что закупаем и у самих немцев, у итальянцев, американцев.
- Но в таком случае, наверное, возникают проблемы с запасными частями, с ремонтом. Может быть, надежнее наладить связи с отечественными предприятиями?
- Мы бы не против, но далеко не всегда можем найти у нас то, что необходимо. Например, фрезы наши на базе трактора "беларусь" захватывают всего 40 сантиметров, а немецкие - 210. Как говорится, почувствуйте разницу...
Что касается ремонта и запасных частей для асфальтобетонных заводов, обращаемся в Кременчуг, в Рыбинск, где сейчас, кстати, у нас в ремонте находится один каток. Кое-что делаем сами, есть у нас умельцы. Наладили контакты с представительством немецкой фирмы "Вирген", они нам фрезы восстанавливают.
Наш "Асфальтобетон" можно было бы назвать своеобразным холдингом, иначе говоря, комплексом специализированных бригад. Каждая занята своим делом, хотя могут выполнять любую работу -специалисты у нас универсальные, одним словом, на все руки мастера.А организация дела у нас такова, что мы можем оперативно из бригады в бригаду перебрасывать необходимую технику. И не только в Москве, но и в области, в других регионах России.
- Спасибо. С этим ясно. Перейдем к кадрам, которые, как известно, решают все.
- Тут у нас порядок. Работают не только москвичи, приезжают специалисты из Калининской области, из Владимирской - по вахтовому методу. Месяц отработал, месяц отдыхай. Проблема с их проживанием в Москве решена.
Приходят к нам и выпускники ПТУ - дорожники, бетонщики, плиточники, плотники. Мало того, организовали мы и свои курсы, отвечает за которые мой заместитель Вячеслав Сергеевич
Козлов. В свое время он возглавлял трест "Гордормеханизация", опекал все центровые магистрали в Москве. Больше десятка лет курировал районные дороги России. Человек с богатейшим опытом. Наши специалисты читают новичкам теоретический курс, обучают обращению с нивелиром и другими приборами, а потом полученные знания закрепляются на практике, в бригадах под руководством бывалых мастеров.
- А велика ли текучесть?
- Она по определению не может быть большой - мы являемся закрытым акционерным обществом, акциями владеют только члены трудового коллектива. Поэтому люди держатся за свое место. Помимо прочего, мы обеспечиваем им так называемый социальный пакет - путевки в санатории и дома отдыха, доплата за обеды, туристические поездки. Наши группы побывали в Индии, Египте, Арабских Эмиратах, на Канарских островах. Отмечаем юбилеи ветеранов, к праздникам готовим им продуктовые наборы.
Мы не "новые русские", не гребем только в свой карман. Есть средства - помогаем тому, кто по нынешним временам бедствует. В Центральном округе ежедневно устраиваем бесплатные обеды для 110 пенсионеров, в Северо-Восточном кормим 60, в Восточном - еще 60 человек.
Опекаем некогда знаменитых футболистов. В начале 90-х годов они оказались брошенными и всеми забытыми. Мы помогли им деньгами, отправили в Батуми на отдых, организовали поездку в Югославию, по праздникам накрывали столы. Надо было слышать слова их признательности... Хоть как-то стараемся компенсировать им забывчивость нашего государства.
Заботимся и о будущем нашего спорта. У меня на шкафу лежит мяч с автографами юных футболистов из клуба "Трудовые резервы" - мы их отправляли в Аджарию на время каникул, а потом в Югославию, к нашим товарищам из Общества сербско-русской дружбы. Кстати, во время санкций отправили в адрес Красного Креста Сербии более 130 тонн посылок - продукты, медикаменты, детское питание.
Организовали и провели у сербов футбольный турнир - в трех городах. Это был первый выход за пределы жестких международных санкций Югославии. Турнир удался на славу, хотя мы и проиграли сербам и грузинам, чью команду тоже вывозили за свой счет. По окончании хозяева зажарили целого быка! Да и на вино не поскупились...
- Не накладна ли для вас эта благотворительность?
- Конечно, все это стоит денег, но что может быть дороже человеческой радости? Времена нынче сложные, надо помогать друг другу. Как-то один из моих друзей завез меня в подмосковный совхоз в Шаховском районе. Ужасное было впечатление. Полная разруха, развал, маленькое стадо коров осталось, да и те - одни ребра. Кормов нет, семян нет, техника рассыпается на ходу, часть вообще в поле брошена. Что делать? Жалко же народ, пропадает. Я всю брошенную технику в мастерские с поля притянул, купил им запчасти, мужики ремонтом занялись. Привезли семена, отсеялись. А там молодая трава поднялась - коровы оживать начали. Чуть позже помогли им восстановить коровники, свинарники, остановили разор. Сейчас там около 1000 свиней и 750 рогатых. Нынче к зиме подготовим помещение на 100 телочек, так что к морозам они в тепле будут. Главное, чтобы сельчане сами продержались, выстояли, развиваться начали. Село - это же надежда и опора России. Хотя, честно признаться, в последнее время кое-какая корысть появилась. У них там накопилось более 10 тыс. тонн навоза. И вот мы подумали: а что если с толком использовать это добро? Задумали мы производить растительный грунт - для дачников Москвы это просто подарок. Посоветуемся с учеными из Тимирязевской академии, добавим песка, минеральных порошков, чтобы почва кислой не была, и - пожалуйста. В будущем году наладим это производство, запустим. Вот это и будет наш трудовой приработок. Площадки для производства такого грунта у нас есть. И "продукт" будет экологически безупречным.
- Ученые из Тимирязевки, наверное, помогут вам. А по прямому вашему профилю существуют у вас какие-то контакты с наукой?
- Естественно, а как без этого? МАДИ - наш базовый институт, к нам из него приходят работать выпускники. Ученые института обеспечивают научное сопровождение нашего производства. Их лаборатории готовят заключения по нашим работам. Есть у нас договор и с НИИ Мосстроя - они проверяют качество, подсказывают, если мы в чем-то ошибаемся. Благодаря специалистам институтов удалось внедрить много новшеств.
Помогаем ученым в проведении экспериментов, реализации их разработок. Не всегда, правда, успешно получается, но ведь даже и неудачный опыт - это тоже результат. Так, зимой мы работаем при заливке ям на трассах литым асфальтом. Имеются для этого специальные машины - кохеры. Один из ученых МАДИ предложил лить асфальт летом с добавлением серы, которая увеличивала прочность дорожного покрытия. И температура разогрева снижалась до 150 градусов. Попробовали лить на трамвайных путях. К сожалению, от эксперимента пришлось отказаться - жители стали жаловаться на запах серы. Пары ее, правда, быстро улетучивались, но все же... Экология - дело святое.
Исходя опять-таки из экологических требований готовимся полностью закрыть наши заводы крышей и стенами, чтобы не было от них никакого шума. Пыли у нас уже давно нет - действуют три степени очистки.
Благоустраиваем территории заводов, сажаем деревья и кустарники, в оранжереях растут розы - преподносим их нашим работникам и пенсионерам в дни свадеб, юбилеев, дней рождения. Словом, стремимся работать так, чтобы наши люди трудились в цивилизованных условиях и чтобы труд этот приносил им не только материальные блага, но и душевную радость...