Главная >> 5 >> 33

Рождество Пресвятой Богородицы

Воскресная вечерня собрала народу немного, может быть, человек тридцать. Оправдаться куда как просто: моросит дождик, завтра - рабочий день, служба долгая, с акафистом Божией Матери, а ноги стонут на непогоду, а голова плывет. И в какой-то миг я ловлю себя на мысли: "Помолюсь дома" и почти тут же виновато каюсь в грехе неусердия в молитве, в грехе самооправдания. Да и не настолько уж я немощен, чтобы не дойти до храма, и сколько раз, никакой, я шел в храм, а возвращался, забыв про все свои болести. И наскоро накинув на плечи куртку, бегу на автобус.


А в храме - благодать молитвы. Не качнется огонек свечи. Мое любимое мужское крыло хора... И никуда не спешить. А куда? К чему? Это от Бога-то? "Матерь Божия, похлопочи за меня перед Сыном Твоим!" - иду я от одного Ее образа к другому, к третьему... И если можно было бы, тут бы и остался.


Уже все свечи погашены, собраны, и только негасимая лампада смотрит от Спасителя в тишину. Я оглядываюсь - в храме уже никого, только матушка ждет, когда выйду и я. В церкви ведь не скажешь: "Уходите, уже поздно". Виновато кланяюсь матушке и с ее тихим: "Во славу Божию!" выхожу под святое кропление дождя.


Наш храм - Богородичный. Через день, то бишь сегодня, -престольный праздник Рождество Пресвятой Богородицы, первый по церковному новолетию, и наш батюшка, отец Димитрий, обращаясь к нам, радостно вспомнит, что за этим праздником, и с печалью скажет о наших грехах, нашем нерадении друг к другу, нашем Отечестве в его бедах и трудностях, попущенных нам во искупление грехов наших. И слава Богу, что Он не забыл нас Своей милостью.


Но что же для нас в этом событии, более чем двадцативековой давности ? Вот как толкует это митрополит Сурожский Антоний .


Сегодня мы празднуем Рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась - снова, как говорит Евангелие, - "ни от хотения плоти, ни от хотения мужа" (Ин. 1, 13), Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись; они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие - против самих себя, не против других - для того чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким Ребенком, Который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности Своему человеческому величию...


Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, Дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас - может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но - любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную святость...


Что принесем в день рождения нашей Матери там, где уже не стоит вопрос, есть ли Бог или нет Бога, а стоит вопрос, есть человек или нет человека? Славу и благодарные слезы Царицы Небесной, хранящей детство, вразумляющей молодость, милующей старость, всем дающей надежду на милосердие Ее Божественного Сына. И горячую молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешного!


И напомню: в следующий понедельник, 27 сентября, двунадесятый же праздник Воздвижения честного животворящего Креста Господня.