Большой десантный корабль "Минск" побывал с неофициальным визитом в английском Плимуте. Российские моряки приняли участие в традиционных "Флотских днях" (Nаvу Days), считающихся главным событием года ВМС Великобритании. Этим материалом мы начинаем публикацию походного дневника нашего специального корреспондента капитана 2 ранга Юрия Дмитриева
Navy Days, в принципе, то же самое, что и фестиваль флотов, прошедший, если помните, в Калининграде несколько лет назад. У "Флотских дней-2004" богатая история, насчитывающая не одно десятилетие. Впервые их начали проводить еще до начала Второй мировой войны. Потом был перерыв, связанный с военным лихолетьем. Сейчас Navy Days проходят каждые два года, превратившись в крупное предприятие, приносящее доходы в сотни тысяч фунтов стерлингов. Когда-то "Флотские дни" были поддержаны даже английской королевой, и это во многом определило их дальнейшую судьбу.
В английском языке есть поговорка про Шалтай-болтая , как он сидел на стене, как свалился во сне, как вся королевская конница и вся королевская рать не могли Шалтай-болтая собрать. Учили эту поговорку в школе когда-то и мы. Отрабатывали английское произношение... На Navy Days оно могло бы ох как пригодиться, но русский акцент слышался повсюду, придавая празднику особый колорит и неповторимость.
Англичане не припомнят, когда, в каком году и было ли вообще, чтобы на Navy Days был приглашен российский военный корабль. Участие БДК "Минск" в этом празднике запомнится очень и очень многим, ведь за три дня борт корабля посетило почти 12 тысяч гостей и жителей 700-тысячного Плимута. Запомним и мы этот прекрасный город, эту мощную военно-морскую базу с красивым названием Девонпорт, эту страну, имеющую богатейшую историю отношений с Россией.
Из походного дневника. 20 августа, 17:40. БДК "Минск" снялся со швартовых и начал движение согласно плану. Перед уходом корабля в море командир похода контр-адмирал Игорь Белоглазов собрал на флагманском командном пункте офицеров походного штаба и определил задачу - с достоинством представить Андреевский флаг не только в Англии, но и на всем протяжении маршрута г. Балтийск - Датские проливы (Каттегат и Скагеррак) - Северное море Ла-Манш - г. Плимут (Великобритания).
У многих офицеров в карманах мобильники. Мобильная связь - это возможность позвонить домой в любой момент или получить SMS от друзей. Покинув территориальные воды, интересуемся стоимостью мобильной связи в Англии. Минута разговора с Калининградом почти 1,2 фунта (65 рублей). Недешево.
Весь сегодняшний день знакомился с экипажем. На борту корабля почти 200 человек. 91 - в составе экипажа, 93 -походный штаб и группа усиления. Впервые на борту десантного корабля в поход отправились представители синодального отдела Московской Патриархии Рус ской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей отец Александр Свитцов и заместитель заведующего сектором по взаимодействию с ВМФ РФ капитан 1 ранга в отставке Владимир Ковтун.
Большой десантный корабль называют за глаза каютоносцем. Отчасти это так. Но БДК предназначен в первую очередь для доставки морского десанта. Отсюда и его конструктивные особенности. Корабль способен принять на борт до 500 морских пехотинцев и 10-12 амфибий. Так что, учитывая эти тонкости, БДК может быть не менее грозным, чем, скажем, эсминец.
На БДК ни дать ни взять все на виду. В походе у многих бессонные ночи. В море ремонтируют кают-компанию, или, точнее, доводят ее до ума. Перестилают линолеум, драят медь, красят плинтуса, вешают гербы и картины. Здесь во время стоянки в Англии будут принимать высоких гостей.
Вместе с заместителем командира корабля по воспитательной работе капитан-лейтенантом Алексеем Игошиным заходим на пост энергетики и живучести. Первый раз в дальний поход отправился старший телемеханик старший матрос Сергей Попович. Родом из/розного. Прожил там 8 лет. Потом уехал в Ставропольский край. Сергею 25 лет, и он - на флоте. Специалист своего дела, о котором можно сказать, что на него равняются многие сослуживцы. А это важно, ведь в море вахта 4 через 3.
21 августа, 18:30. Резкое ухудшение погоды. Еще полчаса назад светило солнце. Сейчас при волнении моря в 3-4 балла туман и серая полоса дождя.
19:30. Нашим курсом следует корабль радиотехнической разведки ФРГ "Альстер". Он встретил нас примерно час назад и теперь идет на удалении нескольких кабельтовых по левому борту. Завтра около 8 часов подойдем к южной границе пролива Большой Бельт.
.. На БДК есть программа пребывания в Великобритании. Из нее узнаю, что "Минск" приглашен на Navy Days наряду с кораблями из Франции, Голландии, Италии и Германии. Будут выставлены и 14 английских кораблей. "Флотские дни - 2004" имеют политическую окраску. В этом году они приурочены к 60-летней годовщине самой крупной десантной операции времен Второй мировой войны, получившей название "Оверлорд". Исходя из этого составлен список приглашенных. Причем используют эту дату англичане в целях объединения вокруг себя крупных европейских морских держав. Англия и в XXI веке стремится быть законодательницей мод в военно-морском деле.
АРМИЯ ПРИЗРАКОВ
Несмотря на то, что особого фурора сегодня англичане не делают по поводу 60-летия высадки десанта, все же стоит вспомнить, как это было.
Решение о проведении операции под кодовым названием "Оверлорд" было принято еще летом 1943 года. Тогда на шотландском побережье в отеле "Голливуд" встретились британские и американские адмиралы. По их мнению, врага можно было свалить, только ударив ему в спину. Была выбрана французская провинция Нормандия. Решение это должно было оставаться в глубочайшей тайне.
Союзники предполагали, что в ходе всей операции будет задействовано более 1 миллиона человек, почти 5 тысяч кораблей, 11 тысяч самолетов. В первой волне, которая планировалась на июнь 1944 года, должны были принять участие 170 тысяч человек. И, когда первые части вступили в борьбу за побережье, преимущество было ощутимым. Хотя немцы были достаточно сильны и могли противостоять морскому десанту.
"Это была тяжелейшая, сложнейшая операция, которая когда-нибудь имела место", - сказал позже Уинстон Черчилль.
Гитлер до последнего момента не знал о сроках и месте проведения десантной операции. Не только потому, что все держалось в строжайшем секрете, но еще и потому, что союзники начали двойную игру, распознать которую было очень не просто. Юг Англии и стал тем местом, где началась активнейшая подготовка "Оверлорда". Для отвода глаз была создана Армия призраков, командовать которой было поручено генералу Д.Паттену. В сущности, это была армия, созданная из папье-маше. Нарисованные и сконструированные из пенопласта корабли и танки должны были с воздуха создавать полную иллюзию реальной армии. Издали вся эта декорация действительно выглядела достаточно правдоподобно. Над ее созданием трудились лучшие голливудские декораторы, режиссеры и художники. Пару человек перетаскивали картонные танки по побережью. Армия призраков имитировала высадку десанта. В лесах южной Англии создавали склады боеприпасов. В гавани Дувра из дерева строились каркасы кораблей. Сюда завозили наполненные водой и песком баки, будто бы в них было горючее. Англичане умышленно не сбивали немецкие самолеты, совершавшие облеты Англии. Немецкая разведка доносила, мол, целью союзников является Кале.
Ухищрений было множество. Были завербованы агенты Германии, работавшие в Великобритании. Паттен пригласил к себе в гости плененного немецкого генерала Крамера. Перед приездом в Дувр его с ветерком прокатили по побережью, дабы тот смог увидеть приготовления Армии призраков к масштабным событиям. Крамера угостили обедом, а затем отпустили домой. Невероятная история. Но так было. Генерал вернулся в Германию и доложил Гитлеру о планах союзников. В эти планы сложно было поверить, учитывая то, что Крамер все-таки был освобожден из плена. Но уловка англичан , как ни странно, сработала.
Тем временем настоящий десант готовился к высадке в Нормандии. Проводились тренировки, приближенные к действительности. Предстояла сложная операция. Союзники знали, что у немцев на французском побережье от города Кале до Бискайского залива создана сеть укреплений. Гитлер лично утверждал каждый тип бункера. Эта цепь была названа Атлантическим валом. На ее возведение ушло 13 миллионов куб. м бетона и 1,2 млн. тонн стали.
Перед высадкой десанта в Нормандии англичанам удалось достичь полного превосходства в воздухе. Уничтожались в первую очередь цеха по производству синтетического бензина (что впоследствии стало причиной отсутствия топлива у германских войск на этом направлении). Также уничтожались железнодорожные пути и станции.
В 1944 году "союзники" создали специальное подразделение, которое должно было доставлять Черчиллю информацию о том, какие операции предпринимает Германия. Причем эта информация должна была поступать так же оперативно, как она поступала германским генералам. Англичане хотели знать, действительно ли вермахт поверил в двойную игру. Помогла "Энигма" - дешифровальная машина, которую изобрели три молодых польских математика.
В мае 1944 года стало ясно, что четыре немецкие дивизии остаются в резерве в районе Кале, то есть там, где высадку десанта должна была "осуществить" Армия призраков. Когда была расшифрована телефонограмма об этом, стало ясно, что немцы попались на крючок. Было назначено время реальной высадки десанта в Нормандии - 5 июня. Метеорологи сообщали, что ожидаются сильный дождь и шторм, и американцы передвинули высадку десанта на день.
Крупнейшая в истории десантная операция оказалась для вермахта полной неожиданностью. Немцы ждали ее, но никак не 6 июня. Была плохая погода, на море - волнение. Ко всему немецкий генерал-фельдмаршал Роммель 5 июня отмечал день рождения своей жены. Он вернулся в расположение войск лишь к вечеру следующего дня, когда первая волна десанта союзников уже произвела высадку. Побережье Нормандии было разделено на 5 зон: 2 - американские и 3 - британо-канадские. К вечеру 6 июня, когда Роммель вернулся на линию фронта, союзники начали занимать прибрежные города.
Десантная операция не была легкой. Многие десантники утонули, когда прыгали в воду. Их тянуло на дно снаряжение, весившее более 50 килограммов. Те, кто вышел на берег, сбросили с себя большую часть снаряжения. Неясно, почему тонули амфибии. Из 32 амфибий первой волны берега достигли лишь 5. Тем не менее огромная человеческая масса словно выходила из моря, и казалось, что ей не будет конца. Страшно было всем - и тем, кто прыгал в воду, и тем, кто вел огонь, укрывшись в бункерах, где также были большие потери. В первый день операции "Оверлорд" американцы потеряли 4 тысячи человек - больше всех.
Немецкая пехота была выдавлена из бункеров достаточно быстро, так как она не имела поддержки с воздуха, где главенствовали самолеты союзников. Уже 22 июня они контролировали 130 квадратных километров побережья Нормандии В эти дни президент США Франклин Рузвельт обратился по радио к населению. Лейтмотивом этого обращения были слова: "Наши солдаты борются, чтобы освободить Европу".
7 июля 1944 года операция "Оверлорд" стала осуществляться в полном объеме. Вермахту не удалось отстоять побережье. Силы высадки занимали все большие площади. 1 августа началось наступление на Париж. Битва за Нормандию перешла в битву за Францию.
Из походного дневника. 22 августа. Вместе с капитаном 1 ранга Сергеем Якимовым знакомились с тем, что написано о десантной операции "Оверлорд" в Германии. Немцы не принижают ее значения, отмечают в ней важную роль Англии. 10:00. БДК "Минск" выполняет задачи боевой службы, следует в Плимут (Великобритания).
12:10. Обнаружен патрульный катер ВМС Дании "Саботерен". Примерно через час пара датских самолетов F-16 произвела облет БДК "Минск".
14:53. Вышли из пролива Большой Бельт. Погода нас продолжает радовать. Вчера миновали полосу дождя и тумана, а сегодня чем ближе к Северному морю, тем больше штормит.
Самое больше впечатление от Датских проливов - это мост Европа, протянувшийся на несколько километров. Его пролеты видны прямо посреди волн Балтийского моря. Он соединяет между собой датские острова Фюн и Зеландию. Этот мост появился не так давно. Еще один мост над Балтикой построен между Данией и Швецией. Эти две страны Европейского союза, в принципе, бросили вызов своему географическому положению, соединив скоростными шоссе и многокилометровыми мостами разрозненные острова Балтики.
На БДК "Минск" по инициативе представителей Русской православной церкви начали создавать специальное помещение для проведения религиозных таинств. Небольшую комнату площадью 1,5 на 1,5 метра, где раньше хранилась техническая документация, переоборудуют под походную церковь - именно так когда-то на кораблях Российского императорского флота назывались места для проведения молебнов и совершения обрядов. Традиции возрождаются. Это стало возможным благодаря соглашению, подписанному несколько лет назад между Русской православной церковью и главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым. Этим летом в походы с кораблями Балтийского флота отправились священнослужители. Их присутствие на БДК "Минск" весьма ощутимо. Над приведением в надлежащий вид походной церкви корабля трудятся старший матрос Александр Перфилов и матрос Александр Василенко. Поражает, с какой аккуратностью, душевной теплотой подошли они к ответственному заданию.
ПОД ГЛЫБОЙ ЛЬДА И НА ТАЙМЫРЕ Я БУДУ ВЕЧНО ЖДАТЬ ТЕБЯ...
Православие на кораблях Российского императорского флота имело глубокие корни. Это был духовный меч для моряков. 1917 год изменил порядок вещей, но не изменил сути явлений. Поэтому возрождение идей духовного единства на сегодняшних военных кораблях вполне закономерно.
Отец Александр когда-то был морским офицером. Быт и уклад жизни военных моряков ему хорошо знакомы. Летом 1996 года священнослужитель отправился в экспедицию на ледоколе на мыс Могильный. Надо ли говорить, что это - Крайний Север Российской Федерации и что лето здесь бывает несколько недель в году, что земля здесь промерзает в глубь на несколько метров.
Здесь, на скалистом берегу мыса, ветры бывают такие, что сбивают с ног, а тишина бывает такой, что "рвет" барабанные перепонки до глухоты. В 1914 году во время экспедиции на Таймыр здесь, во льдах, были зажаты русские корабли "Таймыр" и "Вайгач". Это была невеселая пора для ледовых пленников. Не хватало еды. Болезни подкашивали ряды моряков. Пережить зимовку удалось не всем.
"Ничто не бывает более увлекательным и поучительным, чем история взаимоотношений Британии и России - двух самодостаточных и ярких наций, оказывающих на протяжении веков заметное влияние на ход мирового развития. Связи между Россией и Британией, существующие с давних времен, всегда отражали взаимный интерес наших народов, взаимное желание лучше знать и понимать друг друга. 450 лет назад были установлены дипломатические отношения между нашими странами. Контакты между Россией и Британией стали активнее с началом правления Петра I и Екатерины II . Имидж Британии, как торговой и морской державы, был близок устремлению российских царей. Россия обращает свои взоры на Британию, как на партнера. Наши страны становятся в ряд основных игроков в лабиринтах европейской политики, последовательно и порой весьма жестко отстаивая свои интересы".
Чрезвычайный и полномочный посол Российском Федерации в Великобритании Григорий КАРАСИН.
(Продолжение следует).
Ю.ДМИТРИЕВ. Балтийск-Плимут-Калининград. Фото автора.