Исполнилось сто семьдесят лет со дня рождения русского издателя и литератора, просветителя и театрального предпринимателя Алексея Суворина. Годовщина ознаменована открытием в Российской государственной библиотеке выставки "Ломоносов книжного дела".
Заслуги Алексея Сергеевича на этой ниве огромны -он, по сути дела, явился реформатором отечественного книгоиздания, ведь он первым в России предпринял массовый выпуск книг, доступных абсолютно всем. И это были не те донцово-марининские пустышки, которыми нынче перекармливают "пипл", абы схавал и сделал издателю навар. Затеянные Сувориным серии книг вроде "Дешевой библиотеки" - это было поистине многоценное удовольствие для души и мысли, суворинские коробейники доносили в любые уголки России мысли и чувства самых достойных мастеров словесности. Им создана широкая книготорговая сеть -кстати, ведь именно Суворин придумал и ввел продажу газет в железнодорожных поездах...
Гвоздем программы стала и выпущенная под эгидой Союза писателей России книга избранных работ Суворина "Труды и дни". Составитель Марина Ганичева отразила буквально все грани универсальной личности Алексея Сергеевича Суворина и как автора художественных произведений, публициста, организатора книжного дела, задушевного друга выдающихся писателей России...
Директор Российской государственной библиотеки Виктор Федоров, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев и другие ораторы не просто вспоминали заслуги подвижника книжного дела, но создали своеобразный его портрет - универсального просветителя, в котором политика, экономика и гуманистические устремления вкупе с глубоко укорененным чувством любви к родному Отечеству, когда идеология зачастую заставляла его работать вроде бы и в ущерб. Достаточно назвать изданное Сувориным (стотысячным тиражом!): собрание сочинений Пушкина, произведения Шекспира и Мамина-Сибиряка, многих других русских и мировых классиков.
Выставка дает наглядное представление о широте интересов выдающегося патриота -здесь и книги по истории Отечества, роскошные художественные альбомы, незаменимые справочники "Весь Петербург", "Вся Москва" и прочее.
Особая статья - газетная деятельность Суворина. Он был не только успешным журналистом, но и удачливым предпринимателем, издателем влиятельных газет, покровителем талантов. Достаточно сказать, что без короля русской прессы, как называли Суворина, по сути дела, не состоялся бы Чехов, что в его газете "Новое время" окрепли перья выдающихся публицистов и мыслителей Михаила Меньшикова и Василия Розанова.
Обо всем этом, открывая выставку, напомнил Валерий Ганичев. О том, как стремятся на воронежской земле (там родился
Суворин) увековечить память о знаменитом земляке, да и вообще о самом значении такой памяти образно и эмоционально поведал поэт Егор Исаев, сам уроженец тех мест.
Нашим читателям не надо долго рассказывать о том, кто такой Виктор Волков. Он не только глава администрации
Чернского района Тульской области, где традиционно проводятся тургеневские праздники. Он не только близкий друг и почитатель "Гудка", но он и большой радетель за процветание культуры в своем краю, за возрождение России. В Черни в свое время Суворин купил бывший усадебный дом тульского губернатора - туда и "ссылал" сам себя от столичной суеты, чтобы отдаться творчеству в тишине и на просторе.
В зале главной библиотеки страны писатели и публицисты в беседе за "круглым столом" обсудили непреходящее значение многогранной деятельности Алексея Сергеевича Суворина. Владимир Гусев, Михаил Лобанов, Александр Стрижев, Юрий Лощиц, Михаил Поспелов, Сергей Дмитриев и другие выступающие взволнованно и проникновенно говорили о тех проблемах более чем вековой давности, которые, оказывается, актуальны и сегодня.
Ведь если по количеству выпускаемой литературы сейчас мы выбиваемся чуть ли не в мировые лидеры, то в книготорговле полный швах. В России осталось всего примерно две тысячи книжных магазинов. А совсем еще недавно их было в сто двадцать (!) раз больше! К тому же все издаваемые книги расходились еще и по библиотекам. Сейчас дело запущено настолько, что хоть караул кричи. И как остро не хватает сегодня нам новых Сувориных, Сытиных, Плавильщиковых...
Суворин и впрямь подобно Ломоносову пришел напролом к своей цели - из хибарки под соломенной крышей, из учителя провинциальной гимназии пробился сперва в журналисты, а потом и в своеобразные короли на пьедестале общественного мнения. При этом он буквально дневал и ночевал в своей газете, которая заменяла ему все. Марина Ганичева приводит умилительную деталь: однажды, придя вечером в редакцию, Алексей Сергеевич увидел, что нахмуренный субредактор исправляет какую-то заметку. Суворин наклонился посмотреть, и вдруг на всю редакцию раздается: "Послушайте, голубчик Россаловский, вы лучше бросьте. Ведь Лев Толстой, ей-богу, лучше нас пишет!"
По уровню профессионализма и качества полиграфии, по влиятельности и авторитетности "Новое время" превосходило едва ли не все петербургские газеты. Технология выпуска, система продажи, реклама, условия работы журналистов - все это выводило шестнадцатиполосное чудо далеко за пределы конца XIX века. Круглую ночь пылали окна огромного дома в Эртелевом переулке, стальные мастодонты выплевывали к утру пятидесятитысячный тираж - и вот уже извозчик, дворник, звонарь, курсистка, коллежский асессор и модистка - люди всех возрастов, образования и профессий расхватывали газету, и каждый находил в ней что-либо любезное его душе, будь то незатейливый рассказ или биржевая справка. Суворин гордо утверждал, что его газета - "литературный парламент", самые крайние позиции там скрещивались, высекая искры негодования или любопытства.
...Тут на выставке и траурный номер газеты, посвященный прощанию с ее основателем и вдохновителем. От Царскосельского вокзала (Суворин умер на даче) до дома Суворина в Эртелевом переулке гроб несли на руках. То и дело сюда прибывали депутации с серебряными венками и венками из живых цветов. Последний путь Суворина впечатлил всех - процессия заполонила весь Невский...
Сейчас многое делается для увековечивания памяти великого просветителя, и Союз писателей России немало содействует в этих благородных начинаниях. Кстати, не одними дебатами ограничилась встреча писателей с библиотекарями и читателями. Валерий Ганичев передал в фонды РГБ новые книги, изданные Союзом писателей России...
Поистине, на судьбах таких людей, как Суворин, зиждилась великая Россия. Эта мысль не покинет посетителя выставки в главной библиотеке страны. И хорошо, что благодаря писателям России, подвижникам и современным просветителям восстают из тлена забвения яркие имена, которые и нынче многим могут послужить красноречивым примером для активного делания. Побольше бы нам Сувориных, но это штучный, что называется, товар. Такие люди не в каждое столетие появляются.
Станем это ценить!
Леонид ПОРОШКОВ (фото).
***
Поистине, на судьбах таких людей, как Суворин, зиждилась великая Россия. И хорошо, что благодаря писателям, подвижникам и современным просветителям восстают из тлена забвения яркие имена, которые и нынче многим могут послужить красноречивым примером для активного делания.