В минувшую среду во Флоренции состоялся большой праздник. Горожане и более ста тысяч туристов со всех концов света отмечали пятисотый день рождения самого известного флорентийца -работы Микеланджело.
Перед юбилеем пятиметровый Давид побывал в бане - реставраторы отмыли юношу, не мывшегося последние полтора века.
Помывка началась в сентябре прошлого года. Реставраторы смешивали дистиллированную воду с целлюлозной массой и глиной. Похожую на крем массу заворачивали в тонкую мягкую бумагу и, как компрессы, прикладывали к статуе. За 15-30 минут этот компресс впитывал в себя грязь. Бумага пропускала только воду, что защищало мрамор от повреждений. Затем Давида осторожно терли кисточками из беличьей шерсти и замшевыми тряпочками. Самым трудным, по словам реставраторов, оказалось помыть мраморному юноше волнистые волосы.
Баня оказалась не из дешевых. Реставрация обошлась в 400 тысяч евро (почти полмиллиона долларов). Чтобы Давид всегда оставался таким же чистым, как сейчас, и радовал полтора миллиона туристов, ежегодно приезжающих во Флоренцию посмотреть на него, водные процедуры решено повторять восемь раз в год.
Отмытый Давид, оказывается, не может оставаться эталоном мужской красоты. Во всяком случае, Алан Хердман, известный специалист по физической культуре, отсоветовал равняться на Давида, потому что он вовсе не атлет, а очень больной человек.
Давид стоит, слегка подавшись вперед и опершись на одну ногу. У него красивые ноги, но слабые низ спины, бедра и лодыжки, особенно левая, где была обнаружена трещина. Кроме того, он не может похвастаться гибкостью. Тем, кто сомневается в его выводах, Хердман советует принять такую же позу перед зеркалом и проверить ощущения.
Большую часть проблем Давида, считает Алан Хердман, можно было бы решить при помощи тренажера "Пилатес". Через пару месяцев у него бы исчезли боли в ногах и спине, появился пружинящий шаг. Физические тренировки сделали бы из него нового человека.
Недостатками фигуры неприятности Давида не заканчиваются. Один из программистов утверждает, что он еще и... косит. Своим косоглазием победитель великана Голиафа обязан тоже Микеланджело. Скульптор, вероятно, хотел, чтобы его творение смотрелось одинаково здорово с обеих сторон.