Газета продолжает серию публикаций, посвященных знаменитым художникам-постановщикам отечественных мультфильмов. Леонид Аристов застал золотые годы "Союзмультфильма" и встал у истоков анимационной студии творческого объединения "Экран" на телевидении. О мультипликации он может говорить бесконечно: раскладывать ее на составляющие, воспевать пластику, цвет, музыку и даже шумы, восхищаться талантливыми коллегами. С Леонидом Аристовым беседовал Сергей Капков.
Леонид Варсанофьевич Аристов родился 12 апреля 1919 года в деревне Карпуниха Нижегородской губернии. На "Союзмультфильме" - с 1951 по 1971 год, затем до 1979 года работал режиссером студии "Мульттелефильм" творческого объединения "Экран",
"Здравствуйте, это Дед Мороз! Я хочу поздравить вас с сегодняшним праздником!" - нередко слышу этот голос в своем автоответчике. Леонид Варсанофьевич никогда не забудет поздравить, даже если на его звонок никто не ответит. В шутку называет себя Дедом Морозом. Наверное, потому, что список его абонентов невероятно велик и он спешит оставить свои самые теплые пожелания каждому.
Приятно видеть Аристова в маленьком зале Музея кино на очередном "Анимаклубе" - значит, здоров. Значит, готов удивиться очередным новинкам сложного современного кинопроцесса. В свои-то 85! Фронтовик, он проходил в шинели шесть лет. В 1939-м поступил во ВГИК, но проучился всего две недели и был призван в армию. На проводы студентов пришел директор института и провозгласил: "Ребята, служите! Места за вами! Только возвращайтесь!" Когда до дембеля оставались считанные недели, грянула война. Отдельный саперный батальон. Зачетная книжка - чистая, без единой отметки - у груди. И в голове слова директора: "Места за вами, только возвращайтесь!" Всю войну Леша Аристов прошел с любовью к кино, с жаждой учиться во ВГИКе. И когда, несмотря на тяжелую контузию, встал на ноги, тут же оказался в институте. Холст, палитра, мольберт, натура... Фильмы, спектакли, актеры, режиссеры, операторы... История искусств, история западного кино, история советского кино, история архитектуры, история костюма... "Все это было так интересно! - восклицает Леонид Варсанофьевич. - Я бы пошел учиться еще раз".
Скучает ли он сегодня по "Союзмультфильму"? Да, скучает. Но больше по людям, из которых уже почти никого не осталось. Фильмы делались очень разные, режиссеры и художники трудились очень непохожие, но каждый фильм становился событием для всей студии, которая целый год жила только его производством. У "Мульттелефильма" история менее яркая и счастливая. Студия рождалась не в любви, а по необходимости. Люди собирались "с бору по сосенке", приходили в основном те, у кого где-то что-то не получалось. "У вас единственный профессионал - Аристов!" - однажды заявил Роман Качанов. Денег давали мало, требования выдвигались жесткие, редакторы подобрались вялые. Но тем не менее надо было с чего-то начинать. Желательно - с чего-нибудь масштабного.
Взялись за сериал. Один режиссер делал бы его десяток лет, поэтому решили создать столько же съемочных групп, сколько и серий. Придумали внешние образы героев, смастерили кукол, оборудовали несколько павильонов и за два года сняли "Приключения Незнайки". А по горячим следам - "Волшебника Изумрудного города". В обоих случаях получился некоторый разнобой, каждая серия вышла разного качества и звучания, отчего в целом фильмы проиграли. Но дети не обратили на это внимания, поскольку искренне обрадовались встрече с любимыми героями. Тем более что это были по сути первые отечественные анимационные сериалы на телевидении. А дома у Леонида Аристова остался "осколок" того периода - кукла Страшилы из мультсериала "Волшебник Изумрудного города". Правда, у него нет ног, и одна рука болтается на ниточке. Так "заездили" бедных героев кукловоды!
"И все равно я был счастлив! - утверждает режиссер. - Двигала любовь к искусству, кино. Слышишь шелест пленки в монтажной - и на душе как будто музыка какая-то!"
Его последний фильм - "Квакша". Редакторы не справились с литературным сценарием, Аристов только вернулся из больницы, сердце "шалило", и в результате фильм получился не таким, каким был задуман. Леонид Варсанофьевич, только что отметивший шестидесятилетие, решил из кино уйти. И ушел.
Сегодня, четверть века спустя, он вспоминает об этом с тоской. В одном из телефонных разговоров со своим другом Евгением Мигуновым (недавно ушедшим из жизни) они заспорили об истине. "Женя мне сказал, что никто не знает, что это такое - истина! - вспоминает Леонид Варсанофьевич. - А я ему ответил, что знаю. Истина - это движение! Последовала длинная пауза. А потом Женя сказал: "Да, пожалуй, ты прав..."