Главная >> 5 >> 32

Завтра краснодарскому трамваю – 105 лет

История


Вернемся в далекий 1900 год. Движущийся без посторонней помощи трамвайный вагон на первых порах был в диковинку. «Чим вона, бисова душа, совается?» — спрашивали приезжие у своих городских знакомых. Те со знанием дела отвечали: «А вон, бачишь, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цэпком подпираетця та и бижить».


***


Из века в век переходя


Торжественное открытие двух первых городских трамвайных линий, Красной и Екатерининской, состоялось 10 (23) декабря 1900 года. Но еще в 1886 — 1887 годах Городская дума Екатеринодара (так до 1920 года именовался Краснодар) получила два предложения о строительстве в городе конно-железной дороги. Эти проекты, так же как и последовавший за ним проект от 1893 года, были отклонены городскими депутатами. Одной из основных причин отказа стало екатеринодарское бездорожье — центральные улицы города замостили только в начале 1890-х годов. До этого по городу передвигаться было затруднительно — по свидетельствам очевидцев, в те времена для закрытия на ночь ставен обитатели домов выезжали на улицу верхом. Другая причина отказа на предложение 1893 года — невыгодные с точки зрения городской управы условия строительства конки.


К этому времени необходимость строительства в Екатеринодаре городской железной дороги стала очевидной и для городской управы. Поэтому предпринимателям была предложена концессия на строительство в городе двух трамвайных линий. Из 23 предпринимателей предложенные условия приняли лишь шесть. И только французская «Генеральная компания тяги» смогла предоставить залог, равный 15 тысячам рублей, в качестве подтверждения своей дееспособности. Предложение компании было принято Городской думой и 28 мая (10 июня) 1897 года управа Екатеринодара заключила с французами «Договор на устройство и эксплуатацию электрической железной дороги (трамвая) в городе Екатеринодаре».


***


Железную конницу нужно менять


Панин Анатолий Павлович, директор МУП «КТТУ», работает на предприятии с 1976 года. Почетный работник транспорта России, Почетный ветеран труда МУП «КТТУ», имеет Почетные грамоты горисполкома и благодарности.


Вот такой интеллигентный командир производства на предприятии (с почти четырехтысячным коллективом) электротранспортников. Для него Краснодар — как маленькая планета, по которой без устали курсируют 28 маршрутов: трамвайных и троллейбусных. Как они курсируют, спрашивают в первую очередь с него, Панина, причем ответственность он ощущает по всей вертикали власти.


Талантливого молодого инженера выпустил на орбиту электротранспорта знаменитый в Советском Союзе Харьковский институт инженеров коммунального строительства (по специальности городской электрический транспорт). Но имидж руководителя будет далеко не полным, если не представить Анатолия Павловича, притормозившего на служебной машине (отказался от водителя в целях экономии средств предприятия) возле троллейбуса, буксующего на ледяных колдобинах. Зайдет в салон, облепленный снегом, как Дед Мороз, попросит: «Мужики, толкнем?» За ним, к удивлению водителей, пассажиры идут, с ним на «раз-два взяли» толкают.


Его любовь к технике наглядна. Старинный трамвай — в кабинете (не пугайтесь, речь идет о картине на стене), а все троллейбусы, двигающиеся с вокзала Краснодар-1, проходят под окном. Знакомые звуки не раздражают, за 29 лет стажа привык.


Анатолий Павлович Панин дал интервью корреспонденту накануне юбилея краснодарского трамвая.


— Вы руководите предприятием последние 16 лет, когда в России то и дело закрываются трамвайные и троллейбусные предприятия. Каковы ваши ощущения перед праздником? — Греет душу то, что предприятие не чувствует старости, хотя парк трамваев ветхий и железную конницу нужно менять: у нас осталось всего 13 вагонов, не имеющих 100-процентного износа. Было трудно много лет, но в этом году как будто второе дыхание открылось. Нельзя сказать, что оно пришло ниоткуда. Еще несколько лет назад мы начали реформирование предприятия, взяли курс на жесткое ресурсо- и энергосбережение. Сегодня мы настроены оптимистически: на модернизацию существующего подвижного состава, обновление, расширение маршрутной сети, повышение эксплуатационной скорости и улучшение комфортности поездок пассажиров.


— Каким образом трамвайно-троллейбусному управлению удалось выжить в 2005-м без дотаций из городского бюджета? Стоимость проезда у вас не повышалась почти три года, тогда как в других регионах она корректировалась соответственно инфляции, в Москве выросла до 11 рублей в киоске и до 15 рублей у водителя...


— Возможно, это прозвучит странно, но рост тарифа не гарантирует экономической выгоды.


Да, спрос и предложение регулируются ценой, но чем выше цена, тем ниже спрос. Жители, с другой стороны, понимают, что за три года инфляция выросла как минимум на 33 — 36 процентов и, соответственно, стоимость проезда. Надеюсь, пассажиры признательны предприятию зато, что мы сдерживаем цену.


— Много ли остается льготных пассажиров?


— Право на льготный проезд (по специальному удостоверению) имеют Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои труда Кубани и почетные жители Краснодара. По льготной цене продолжают ездить учащиеся общеобразовательных школ, которые платят 25 процентов от стоимости билета, и студенты, оплачивающие 50 процентов.


— Строительство трамвайных линий обходится дороже, чем троллейбусных, но тем не менее развитие первых предполагается в столице Кубани?


— Трамвайная линия обозначена в планах развития нового микрорайона Солнечный, есть идея соединить рельсовым путем центр города и район улицы 40 лет Победы через западный край Первомайской рощи в створе улицы Офицерской. При этом время поездки сократится на 15 — 20 минут.


— Считается, что трамваями пассажиров перевозится больше, чем маршрутками, за одно и то же время. Приведите пример.


—Более 800 маршрутных такси в Краснодаре перевозят меньше 10 процентов пассажиров, создавая помехи для проезда электрического транспорта. А вот пуск трамвая в Юбилейный микрорайон сразу снял проблему перевозки жителей новостроек.


— Что позволило предприятию достроить в сложные 1990-е годы трамвайную линию на Садовой, уже заросшую травой?


— Тогда мы сделали экономический расчет и увидели, что можем пустить эту линию за собственные средства, но поставили условие городским властям: для возврата наших средств все или почти все пассажиры (среди них было 80 процентов льготников), пользующиеся этим маршрутом, должны платить за проезд в течение двух-трех лет. Нашу инициативу одобрили.


— Анатолий Павлович, электрический транспорт, как никакой другой, подходит для курортных городов Кубани. Но сможет ли ваше предприятие помочь открыть где-то троллейбусную или трамвайную ветку?


— Сможет. Краснодарские электротранспортники начинали троллейбусное движение в


Новороссийске, и сегодня готовы поделиться своим мастерством, которое накапливали аж 105 лет.


— Какие новшества ждут ваших пассажиров в новом году?


— Для удобства населения планируется открыть продажу проездных билетов еще в 80 киосках (пока работают 40) и перейти на бескондукторный метод работы.


— Что бы вы пожелали коллегам в юбилей трамвая?В первую очередь хочется от души поблагодарить ветеранов-электротранспортников за мастерство, которое нам, молодым, передавали, за то, что не уставали наставничать, учили гордиться профессией. Желаю всем поколениям сегодняшних работников предприятия крепкого здоровья, ощущения полноты жизни, силы для преодоления любых трудностей. Будьте благополучны и счастливы.


***


Есть мнение


Руководитель департамента по транспорту и связи Краснодарского края Григорий Николаевич Минаев:


— Краснодар — единственный город в нашем крае, где работают трамваи. Их линии, сохранившиеся старые вагоны — живая история развития трамвайного движения не только в Краснодаре, но и во всей России. Сегодня Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление по праву является передовым предприятием общественного транспорта на Кубани и входит в пятерку лучших в стране. Его коллектив доказал свою жизнеспособность и с успехом конкурирует с другими перевозчиками благодаря управленческому таланту директора Анатолия Павловича Панина. Он предвидел трудности перехода к рыночной экономике и поставил огромное хозяйство на правильные рельсы. Результат — предприятие купило в этом году четыре троллейбуса за собственные средства.


Электрический транспорт привлекателен для развития курортов Кубани. Он экологически чище автомобильного и органичней вписывается в бурно развивающийся рекреационный комплекс Кубани. Уверен, что трамвайные и троллейбусные перевозки займут достойное место в концепции развития транспортной отрасли Краснодарского края.


Поздравляю со 105-летним юбилеем краснодарского трамвая водителей предприятия и всех, кто неустанно ремонтирует и сохраняет этот любимый краснодарцами транспорт. Желаю вам здоровья и успехов.


Глава муниципального образования город Краснодар Владимир Лазаревич Евланов:


—10 декабря 1900 года по улицам Екатеринодара проехал первый трамвай. Сначала его называли электрической конкой, затем — электрическим трамваем, а чуть позже просто трамваем. Вот уже второй век подряд он остается самым востребованным, социально значимым и дешевым видом общественного транспорта. Сейчас на тринадцати трамвайных маршрутах кубанской столицы работают около 290 вагонов.


Хорошим подарком станут для краснодарцев новые, комфортабельные трамваи. Благодаря кредиту Европейского Банка Реконструкции и Развития устаревшие вагоны вскоре будут полностью заменены на современные, отвечающие всем требованиям времени.


Краевой центр заслуженно гордится трамвайно-троллейбусным предприятием, которым руководит Анатолий Павлович Панин. Сегодня на предприятии работают более трех с половиной тысяч краснодарцев. Доброй традицией в нем стали трудовые династии. Приятно работать с этим коллективом — высокопрофессиональным, сплоченным и дисциплинированным. В последнее время предприятие активно развивается, в этом году за счет собственных средств приобретены новые троллейбусы. Да и появление новых трамваев не за горами.


От всей души поздравляю работников электротранспорта и всех горожан с юбилеем краснодарского трамвая! Уверен, вместе мы преодолеем все трудности, обновим его парк, и со звонками первых трамваев кубанская столица будет просыпаться еще многие десятилетия!


***


«Увеличить скорость можно, если…»


Мельников Николай Сергеевич, главный инженер МУП «КТТУ», работает на предприятии с 1971 года, Почетный ветеран труда КТТУ, имеет нагрудный значок «Почетный работник горэлектротранспорта», авторские вознаграждения, Почетные грамоты и благодарности.


— В старом Екатеринодаре регулярное трамвайное сообщение стало спасением для горожан. В те времена население страдало от грязных улиц, передвигаться по которым было трудно из-за глубоких луж.


В нынешнее время, как ни странно, трамвай стал таким же актуальным транспортом, как и сто пять лет назад. Дело в том, что сегодняшний Краснодар страдает от автомобильных пробок, причем не только в часы пик... Многие владельцы личного транспорта уже предпочитают оставлять свои машины в гаражах и перемещаться по городу на общественном транспорте. Выбирают электрический, и зачастую — трамвай, у которого семьдесят процентов линий имеют обособленные пути, то есть никакой другой транспорт по ним не движется. Это позволяет быстрее добраться по рельсовому пути из Юбилейного микрорайона до Сенного рынка, от ТЭЦ до вокзала Краснодар-1.


Трамвай становится более привлекательным, даже несмотря на то, что его эксплуатационная скорость сегодня составляет 15,7 километра в час (в начале 1990-х была 18). Для того, чтобы увеличить скорость трамваев, приблизив ее до 20 километров в час, и перевести движение вагонов на многих улицах города на скоростной режим необходимо:


1. Сделать двустороннее ограждение по всей длине трамвайных линий, расположенных на обособленном полотне.


2. Расстояние между остановками установить до 800 метров (сейчас есть и 300, и 250).


3. Свести до минимума число переездов через трамвайные пути.


4. Убрать еще встречающиеся в городе дорожные знаки, лишающие трамвай преимущественного права движения.


5. Запретить сквозные проезды автомобильного транспорта по трамвайным путям, превышающие длину одного квартала. Такого ограниченного участка достаточно для того, чтобы частнику проехать в свой двор, доставить хлеб в магазин, вывезти мусор.


6. Выработать совместно с инспекцией по безопасности дорожного движения меры более оперативного реагирования на ДТП, случившиеся на трамвайных путях с участием электрического транспорта или без него. Надо помнить, что уже десятиминутная задержка одного трамвая может нарушить график движения на нескольких маршрутах.


***


Сегодня краснодарский электротранспорт перевозит ежедневно 410 тысяч человек, а может, и гораздо больше


МУП «КТТУ» перевозит за полугодие 76,5 миллиона краснодарцев и гостей города.


***


Победитель конкурса «Лучший водитель 2005 года» - из Восточного депо


Водитель I класса Татлок Зуриет Инверовна


По приказу директора МУП «КТТУ» победитель конкурса награждена денежной премией.


***


Виват, управленцы!


1. Шишов Сергей Борисович, главный ревизор, работает на предприятии с 01.11. 1983 г. Почетный ветеран труда, имеет авторское вознаграждение, Почетную грамоту администрации города и благодарности.


2. Малашенко Татьяна Николаевна, начальник планового отдела, работает на предприятии с 07.12. 1984 г. Почетный ветеран труда, имеет Почетную грамоту администрации города и благодарности.


3. Сюскин Иван Анатольевич, начальник службы АСУ и связи, работает на предприятии с 12.12.1989 г.


4. Пищикова Любовь Дмитриевна, главный бухгалтер, работает на предприятии с 13.07.1978 г.


Почетный ветеран труда, «Заслуженный работник транспорта Кубани», имеет Почетные грамоты и благодарности.


5. Бондаренко Сергей Иванович, заместитель директора по строительству, начальник стройучастка, работает на предприятии с 28.12.1981 г. Почетный ветеран труда, имеет Почетные грамоты и благодарности.


6. Барбатумов Владимир Викторович, начальник ОМТС, работает на предприятии с


30.09.1975 г. Почетный ветеран труда КТТУ, имеет Почетные грамоты и благодарности.


7. Барбатумова Наталья Николаевна, заместитель директора по эксплуатации, начальник службы сбора выручки, работает на предприятиии с 16.10.1985 г. Почетный ветеран труда, «Заслуженный работник транспорта Кубани», имеет Почетные грамоты и благодарности. i


8. Дегтяренко Александр Владимирович, помощник директора, работает на предприятии с 03.11.1977 г. Почетный ветеран труда, имеет Почетные грамоты и благодарности.


9. Петренко Майя Петровна, начальник ОК, работает на предприятии с 21.07.1976 г. Почетный ветеран труда, имеет Почетные грамоты администрации города, медаль «Ветеран труда» и благодарности.


10. Иванов Василий Константинович, главный механик, начальник штаба ГО, работает на предприятии с 26.08.2002 г.


Тел. 255-02-82


***


фото: