Главная >> 5 >> 32

ОЧИЩЕНИЕ ОГНЕМ

Представьте себе красочную картину (фоторепортаж наших корреспондентов поможет вам это сделать) разодетых ряженых, символизирующих разные времена года, силы добра и зла.


Шествие веселых ряженых в сопровождении факельщиков (огонь здесь - главное действующее лицо) и мажорной музыки аккордеона и бубна (напоминающего о шаманах), разукрашенной повозки с восторженными детишками и жителей соседних домов двинулось в сторону Центра. У входа их встретил председатель Совета ветеранов Ленинского района Абдурахман Камилов, один из ряженых подал ему рог и наполнил его настоящей бузой. Тот с благодарностью принял подношение, пожелал всем здоровья, счастья, мира.


Во дворе Центра к тому времени вовсю разгорелся небольшой костер, аккуратно разведенный с учетом пожароопасности. Тут уже веселье перешло в свою высшую фазу. Носитель емкого глиняного кувшина с бузой щедро угощал всех желающих из рога (изобилия?) Мы имели возможность оценить достоинства древнего дагестанского напитка.


Каждый прыжок через огонь вызывал бурный восторг у многочисленных зрителей, особенно детей, которые вскоре тоже вошли в круг танцующих взрослых. Сотрудники Центра держали в руках ветки с яркими украшениями, конфетами и сладостями, похожие на мини-елки!


Все здесь символично, все возвещает о наступлении Нового года, (так и переводится слово «навруз» и елкоподобно наряженные ветки, и символом нового урожая разбрасываемые на головы присутствующих пригоршни крупы, и напоминающие Деда-мороза мужики в тулупах и балахонах с бородками и расписанными на манер индейцев лицами.


Одним словом, это была неплохо организованная самодеятельность, коллективное действо, призванное дать заряд бодрости и веселья инвалидам и пожилым людям, заодно и всем любопытным и гостям праздника, который, с уверенностью можно сказать, удался.


Заключительным аккордом праздника (все-таки, праздника) был искусно сервированный стол в зале клуба «Ветеран» при Центре, где ведущие позиции занимала та же самая буза, которую, причмокивая, дегустировали ветераны.


Естественно, она «закусывалась» песнями и шутками расслабившихся подопечных (так здесь называют работники Центра своих клиентов).


И вдруг (абсолютно в стиле жанра) снаружи в окно начала биться привязанная к веревке торба, требующая подарков. Кто жил и вырос в селе,' знает обычай, когда дети и подростки, переходя с крыши на крышу, спускают во двор папахи или специально сшитые сумочки на веревках, в которые кладут орешки, конфеты» и сладости. Эта традиционная деталь новогоднего обряда тоже была соблюдена (то ли специально, то ли случайно) к вящему удовольствию празднующих в зале.


Многие вначале не могли понять, что происходит, чем и был достигнут желаемый эффект.


Резюмируя все происходившее, следует отметить: как бы идеологически противоречиво ни относились к Навруз-Байраму, он существует, он радует людей и очищает своими кострами, которые полыхали ночью во всех концах города. Думается, что этот веселый праздник ни к чему вредному людей не приобщает, негативных инстинктов не пробуждает, а скорее, согревает или отогревает застуженные тяжким бытом души людей.


Праздник есть праздник - людям на радость, а вот нам, журналистам, он подбросил несколько непростых вопросов и дал повод порассуждать.


Если все-таки до конца разобраться с проблемой традиций (адатов) в такой традиционалистской республике, как Дагестан, то мы обнаружим вечное и не всегда оправданное на социокультурном плацдарме наших адатов. Переводя это понятие, в определенном смысле отвлеченное, в плоскость более понятных человеческих взаимоотношений, мы смело можем сравнить адаты с их главными носителями - старыми или пожилыми людьми.


***


фото: