как наше ТВ запуталось в ненаших погромах
Теленеделя выдалась очень политической: началась с Дня народного единства (ДНЕ) и прошла на фоне телекартинок погромов во Франции, устроенных "арабской молодежью". И праздник, и погромы стали, как ни странно, камнями преткновения для работников ТВ, и это знаменательно для того промежуточного идеологического состояния, в котором ТВ находится. Все непосредственно отразилось на том, что нам показали.
Начну с погромов. С одной стороны, беспорядки - это плохо, их надо осуждать; с другой стороны, машины жгут бедняки, в прежних терминах - "братья по классу", протестующие против антигуманного империализма, и это закономерно, потому что характеризует "троякую сущность" империализма. К тому же арабы и негры - вечные объекты покровительства советского коммунистического режима.
Понятно, что кадры, контролирующие нынче ТВ, не утратили старых реакций, хотя в то же время создали режим не менее капиталистический, чем во Франции. То есть, говоря словами Маркса, базис уже капиталистический, а надстройка еще покрыта родимыми пятнами социализма. В результате двойной мотивации ТВ пыталось и на елку сесть, и кое-что не уколоть. Поэтому поначалу показывало погромы, не осуждая их. То есть придавая им смысл урагана "Катрина".
Тем более что у нас в это время отмечали ДНЕ, демонстрируя мирную картину единения всех со всеми. У нас-то капитализм народный, у нас такого быть не может. То есть очень важен был еще и контраст: у нас погромов нет. Их погромы усиливали ощущение уюта и праздника у нас.
Более того, 1-й канал именно в дни праздника начал демонстрацию шоу на выживание под названием "Сердце Африки". Наверное, долго думали, с кем бы наладить народное единство, и решили: конечно, с зулусами! И негры, и бедняки, и жилищно-коммунальные условия плохие - в общем, братья по классу. Именно туда и брошены лучшие силы "последних героев" во главе с Александром Домогаровым. Для первого раза зрителей развлекали картиной ловли свиней в загоне: утопая в жидкой грязи, члены двух команд гонялись за представителями семейства нежвачных отряда парнокопытных. Особенно пикантно выглядела солистка группы "Блестящие" в голубеньких брючках и с прочим силиконовым оборудованием. Глядя на ее звездную попку, запачканную африканским свиным навозом, возбудился даже обычно невозмутимый вождь племени, товарищ Nkaka. Впрочем, я отвлекся.
Есть нюансы более важные. Во Франции героем дня теперь оказался Ле Пэн - тот самый плохой парень, расист и шовинист, который предупреждал об этих погромах и чуть было не стал президентом Франции. А в Москве в День народного единства прошла не запрещенная властями демонстрация политрадикалов-националистов под лозунгами "Россия для русских". Впрочем, ни один центральный телеканал про это событие не упомянул, только мельком показали в новостях на REN TV. Хотя именно национал-патриоты проявили суть праздника ДНЕ. Лозунг "Россия для русских", выдвинутый в начале 1880-х гг. идеологами Александра III, неслучаен, потому что именно правление Александра III с его контрреформами выбрано за образец сегодня. Суть ДНЕ - не в единстве внутри народа, а в единстве народа и царя. "Как юных листьев миллионы / Обращены к тебе сердца". Это написано к коронованию Александра III, а автор - знаменитый лирик Афанасий Фет. Лирик лириком, а понимал, что власть любит.
Собственно говоря, именно в этом и скрыт пока непонятый на ТВ смысл этого праздника, который кажется странным. Ничего себе странный, если все ясно: вот "наш Кормилец", а вот "тысячи, мильоны верного народа". Так покажите же нам это единство, расскажите о нем! К тому же события 1612 г., которым посвящен праздник, непосредственно предшествуют посажению на царство первого из династии Романовых.
Извиняет ТВ только то, что им прямо не объяснили, рассчитывая, что сообразят сами, но они пока не сообразили. Оттого ТВ измучилось, опорожняя фильмовые запасы. А угадал только городской канал "СТО", показавший фильм "Александр Невский" (1938). Князь и народ, сплотившийся вокруг князя, едины - вот главная мысль фильма, сделанного в правильное время.
Тема "России для русских" & погромы во Франции была мощно поддержана передачей "К барьеру!" (НТВ, 10 ноября). С Жириновским спорил Гейдар Джемаль, идеолог всемирной революции исламского пролетариата, борющегося за справедливость во всем мире. Вместе с Жириновским на Джемаля, "исламского Ленина", орал и ведущий В. Соловьев. Джемаль оправдывал погромы во Франции и заселение России миллионами "незаконных мигрантов", исповедующих ислам, потому что только они революционны в силу своей нищеты и могут разрушить несправедливый мир, к которому мы все притерпелись. Во Франции это арабы, у нас - азербайджанцы. Трудно было придумать позицию более провокативную, и в итоге передача эффективно воспитала ненависть и ко всем "мигрантам", и к исламу, а Джемаль выполнял роль "врага народа" и куклы для битья.1-й канал от идеологии освободили давно, и потому праздник ДНЕ здесь был отмечен внеочередными "Большими гонками" (российская команда, состоявшая почти сплошь из олимпийских чемпионов, победила) и трехчасовым показом 60-летия Леонида Якубовича. Вообще-то юбилей пришелся на 31 июля, и надо же было специально ждать три месяца, чтобы показать этот скучный концерт именно в ДНЕ. Хотя логику и тут найти можно: Якубович, ведущий "Поля чудес", - символ народного единства "страны дураков". Вся страна дарит ему халаты, скафандры, рушники, водку и закуску. Беда только в том, что ничего, кроме крика "Приз в студию!!!" и авантажной внешности унисезонного "деда Мороза", этот забавник не создал. И как ни старался А. Инин со своей "Лёнинианой" ("Еще вчера кумир был Ленин, сегодня, Лёня, это ты"), ничего не вышло: пустота осталась пустотой. Любопытно, кстати, что продюсером всей этой самодеятельности Якубович был сам. Это немного противоречило его тексту в самом начале, что он, дескать, не хотел, а друзья подготовили вечер вопреки его желанию...
Хазанов зачастил на ТВ: помимо появления в своем шоу на НТВ, например, поздравлял Якубовича (самое скучное поздравление), потом появлялся как медийное лицо в "Моей прекрасной няне". Резюме: Геннадий оказался не готов достойно встретить творческую старость. На его фоне даже Петросян кажется гигантом - и в смысле актерского мастерства, и в смысле содержания шуток. Да, они отчаянно глупые и несмешные, но у Хазанова еще хуже.
Из прочих заметных событий можно отметить ночную передачу "Гордон 2030". Обсуждали: кто будет друзьями России в 2030 году. Постановили: никто.
Одним из трендов на ТВ стало перемещение в центр того материала, который еще недавно был маргинальным. Это в первую очередь относится к фильму "Есенин". С 1990 года бредовые гипотезы об убийстве Есенина евреями копились на страницах "Нашего современника". Потом пошли "исследования" В. Кузнецова о "тайне гибели Есенина" (первое издание в 1998 г.). И вот все эти накопления вылились в "большую форму". На самом деле, для выяснения тайн надо было давно провести эксгумацию, но в этом не заинтересованы как раз те, кто наживает деньги на бесконечной эксплуатации темы.
Другой пример легитимации маргинального материала - заметное увеличение объема сексуальной тематики на каналах MTV и МузТВ. В частности, шоу "Семь под солнцем" (МузТВ) регулярно демонстрирует вечером сексоповал: смазливых мальчиков и девочек, которые весело возятся, раздевая друг друга догола и демонстрируя готовность к работе стыковочных узлов. Особое место занимают лесбийские игры. Почему-то считается, что мужчины любят на такие игры смотреть, так что тут открылся резерв для рекламного рынка. Между прочим, известно, что лесбийской парой были, начиная с 1890-х гг., актриса Лидия Яворская и поэтесса Татьяна Щепкина-Куперник. В 1894 году они вместе с Антоном Павловичем Чеховым образовали "брак втроем", причем Чехов любил смотреть, сидя на диване в номере московской гостиницы "Лувр", на игры двух "юных дев" (одной 22, другой 23 года). Телевидения тогда не было, и все надо было организовывать самому. Теперь проще.